Для меня люди делятся на две неравные категории: на тех, кто смотрит в будущее, и на тех, которые только думают, что смотрят в него. Большинство людей, сколь умными и проницательными они не были, предпочитают будущим не заморачиваться. По многим причинам, которых я сейчас касаться не будут.
Итак, остаётся элитарное меньшинство, которое в будущее всё-таки смотрит. Как я их определяю? У меня выделены ряд важных социосистемных процессов, которые это будущее формируют. Человек может ошибаться в полном перечне этих процессов (я и сам не уверен за свой список), может не правильно рассчитывать их последствия, что-то выдвигать на первый план, а что-то задвигать. Тем не менее, такой человек формирует некоторую теоретическую платформу, которая описывает будущее, включая серьёзные геополитические и экономические сдвиги, вызванные текущими процессами. Не обязательно этот человек является великим учёным, но, понятное дело - чем больше научный подход он демонстрирует - тем более точная и убедительная картинка получается.
Курс лекций Евгения Гильбо «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД и МИРОВАЯ ВОЙНА Лекции по введению в социологию и геополитику современности» по моей классификации относятся к чистому анализу будущего. При этом автор это понимает и даже активно выдвигает на первую пиар-позицию. Такой напор не характерен для серьёзных футуристов, которые предпочитают такие обзорные лекции привязывать к текущим процессам и их последующим трансформациям, чем, собственно, к результатам, которые эти процессы принесут обществу в будущем. Отсюда выплывают плюсы и минусы данных лекцией.
С одной стороны, это коммерческий продукт для личного пиара, с другой, о будущем говорится явно и чётко, а, значит, позицию автора по этому вопросу и его теоретические обоснования можно изучать более детально.
У Евгения Гильбо к будущему материалистический и диалектический подход. Я знаю, что правоверные марксисты порвут от этого заявления пукан, но его можно смело назвать неомарксистским. Как и у Маркса, основной упор идёт на смену технологий (читай Средств Производства), которые вызовут необходимость смены Производственных Отношений (считай политической и экономической структуры общества). Этот переход осуществляется у нас прямо на глазах, когда роботизированное производство начинает доминировать в производственных укладах в развитых странах.
Благодаря ему, стоимость тиражирования продукта резко сокращается, а основные затраты на его создание заключаются в проектировании и создании пробного образца. Этот не хитрый момент на самом деле революционен по сути - это смерть индустриального государства, которое походило на фабрику в своей задаче организовать пролетариат и управляющие классы на кропотливую и ритмичную работу по тиражированию продукта. Теперь нет потребности в государстве-фабрике, нет потребности в дисциплинированном и многочисленном пролетариате, да и потребность в квалифицированных управленцах резко снижается. И понеслось разрушение хорошо нами известного и любимого государства всеобщего благополучия. В общем, тот кризис западной и российской цивилизации, который мы сейчас имеем - одно из следствий смены технологий производства.
Другим не менее важным аспектом является изменение в структуре классовой борьбы. И если в период ренессанса индустриальной фазы классы предпочитали договариваться. Во-первых, чтобы не затруднять работу фабрики-государства; а во-вторых, из-за конкуренции между социализмом и капитализмом. То в новой формации старые классы не нужны, либо претерпят существенные трансформации. Отсюда вытекает, например, унылость современной российской компартии: она борется за права отмирающего класса, чьё существование обречено историей.
Такой вот классовый расклад. Можно заметить, что в моделях Гильбо очень много от корпораций-государств Андрея Фурсова (или наоборот), что мне кажется несколько неверным. Сама постановка о новом сотрудничестве классов выглядит несколько натянутой. Причём, если киберпанк корпоратократии и сброс в него ненужного населения выглядит естественным развитием нынешнего капитализма, то сотрудничество нетократов с консьюмератом выглядит нелогично. Рассматривая трансформацию корпораций в корпорации-государства уже давно было замечено, что такие структуры могут существовать только в переходный период, а для их существования нужен спрос. Причём, чем больше спрос, тем лучше чувствуют себя такие корпорации. А наиболее сильный спрос при капитализме создают государства всеобщего благополучия, которые эти корпорации и разрушают. Получается замкнутая цепочка, которая приведёт либо к аннигиляции этих корпораций-государств, либо к их революционному перерождению.
Отсюда противоречие и с консьюмератом. С одной стороны, прорицается смерть государства всеобщего благополучия, с другой, его как бы реинкарнация в новой форме. При этом в индустриальной фазе это государство было востребовано обстоятельствами, а сейчас потребность кормить огромное количества иждивенцев - чем обусловлено? Причём кормить реально можно, но не понятно зачем. Что делать с этой ставшей в одночасье ненужной биомассой?
Вот на этот вопрос вы ответа в этих лекциях не найдёте. Основной посыл в них о выживании в период идущего фазового перехода. Выживание в таких случаях дело крайне увлекательное и небанальное, чтобы увлечь половозрелых особей. Но здесь возникает любопытный момент. Гильбо сотрудничает с Хазиным (есть совместные семинары), но ни тот ни другой не упоминают в своих теоретических построениях наработки друг друга. Ни в качестве дани вежливости коллеги по цеху, ни в качестве критических замечаний, подчёркивающих нюансы своей теории. А именно хазинская Теория Проектов выступает логической антитезой к выкладкам Гильбо, как, впрочем, и дополнением. Изменение в Средства Производства разрушает существующие Общественные Отношения, но новые выстраиваются только после того, как они будут переосмыслены через новые духовные ценности. Капитализм автоматически не наступил после создания мануфактур - для этого нужно было переосмыслить христианские ценности католицизма через призму протестантской этики.
Поэтому кризис фазового перехода распадается на две составляющей: экономический и идеологический. Экономический кризис описан у Гильбо вполне добротно, а идеологический он опустил, что, безусловно, является серьёзным упрощением картины.
В целом, можно заметить, что упрощение картины основной подход Гильбо. С одной стороны, именно он позволяет строить простые и понятные конструкции, с другой, создаёт в этих конструкциях существенные пробелы. Тем не менее, следует заметить, что на сегодняшний день это одно из наиболее полнокровных описаний непростой картины будущего, с которой интересно познакомится. {C}{C}{C}{C}