Открывая шкаф в поисках носков, никто не планирует внезапно оказаться в Нарнии. Поэтому, начиная знакомство с Диккенсом с романа «Тайна Эдвина Друда», я не ожидала, что провалюсь в кроличью нору интриги, ажитации и литературоведческой лихорадки.
Жить, никогда не читав Диккенса (даже «Оливера Твиста»!), всегда было неловко. Не то чтобы это мешало ежедневному существованию, но… это же классик английской литературы, всемирно известный писатель, гуманист, реалист, учитель, британский «наше всё» и так далее. Тем не менее, откладывать 350 запланированных к прочтению более современных книг ради Диккенса не хотелось, и только волею пославшей меня жены случая столкнулась я с «Тайной Эдвина Друда»…
Надо признать, есть в чтение классики что-то умиротворяющее. Это книги, где описания природы простятся в резную раму и на стену, где сюжет неспешен и последователен, а персонажи могут еще себе позволить монологи на три страницы, не опасаясь, что бегущий по жизни со скоростью интернета читатель забудет их имена.
Итак, в чем же тайна мистера Друда?
Для тех, кто, как и я, был не в курсе дела, даю справку. К 1870 году Чарльз Диккенс известен и популярен. «Диккенс был так популярен, что мы, современные писатели, даже не можем себе представить, сколь велика была его слава. Теперь не существует такой славы» - часто цитируют знатного диккенсоведа Честертона. Тем не менее, критики порой пеняли, мол, Диккенс, конечно, мастер, но вот с закрученностью сюжетов у него так себе. Утомленный подобными измышлениями, Диккенс объявил, что пишет книгу, которая опровергнет все литературоведческие инсинуации. Обратившись к своему богатому журналистскому прошлому, Диккенс берется за детектив (если и есть жанр, где сюжет наипервичен, то это он) из двенадцати глав. Главы публикуются в викторианском режиме онлайн - в ежемесячном журнале «Круглый год» по одной части на номер. На третий месяц эпопеи случается непредвиденное - автор скоропостижно умирает и… в бумагах находятся еще три готовые главы. Точнее, всего три главы. Ни черновиков, ни набросков, ни полслова больше. Итого: мы имеем ровно половину последнего романа культового писателя.
Идеальные условия для легенды! Не ситуация, а культурологическая чашка Петри! Как известно, маркетинг - циничная штука и если есть беспроигрышная стратегия продвижения в искусстве, то это внезапная смерть автора. Некромаркетинг и некромаркетологи! Пойти что ли, запатентовать технологию?! В общем, факт остается фактом - последняя книга Диккенса, опубликованная лишь до середины, так и не давала ответа на вопросы, кто дворецкий убийца, было ли вообще убийство, и что собственно произошло. Попутно остались открытыми вопросы - кто такой таинственный мистер Дэчери объявившийся в шестой главе и зачем нужна курительница опиума.
Прикоснувшись к этой тайне в 2015 году, я узнала немало интригующего. Десятилетиями издаются журналы диккенсолюбов-друдофилов. В начале двадцатого века Диккенсовское общество провело суд над Джоном Джаспером (вердикт: виновен). Написаны сотни книг и статей, препарирующих роман самыми невообразимыми способами. Кстати, прекрасное
эссе Быкова на заданную тему. Множество сайтов и блогов во всех частях света, как топовую новость обсуждают «Эдвина Друда». Обложка первого издания, создававшаяся под контролем Диккенса, изучена чуть ли не под микроскопом, в надежде урвать хоть кусочек подсказки. По сути, роман стал символом неразгаданной (или неразгадываемой?!) тайны. И я вынуждена признать, что весь этот загадочный флёр подействовал на меня абсолютно дурманящее. В лучших постмодернистских традициях я воспринимаю «Тайну Эдвина Друда» не как отдельное произведение, а вкупе со всей горой материалов, гипотез и исследований. Только так он обретает в моих глазах цельность. Не завершенность, но цельность.
И это прекрасный опыт и удивительное впечатление.
P.S.
Отдельный заинтересовавший меня феномен, это большое количество экранизаций и театральных постановок романа. Диккенс оставил в тексте множество зацепок, которые можно протянуть к той или иной интерпретации событий и по идее, любое воплощение "Тайны Эдвина Друда" должно сначала выбрать свой "правильный ответ". Например, вводя Дика Дэчери, режиссер должен для начала решить, актер или актриса будут его играть))))