Очередная серия статей по теме реконструкции подлинной истории Великого Новгорода на Волхове. Ссылки на предыдущие материалы будут в конце статьи.
Для начала кратко суть. Вся классическая официальная история Великого Новгорода не имеет ничего общего с тем что было на самом деле. Стараниями товарищей Арциховского А.В., Зализняка А.А., Колчина Б.А. и Янина В.Л. во второй половине 20 века была выстроена ЛОЖНАЯ модель истории города. Она сводилась к тому, что город постепенно утопал в грязи и к 15 веку утонул до 8 метров. Включая ВНУТРЕННИЕ помещения построек. То есть до крыши. Потом древние новгородцы научились пользоваться метлой и лопатой, и с тех пор город сохранился на современном уровне. Кстати, это же касается и Старой Руссы. Этот городок соседствует с Новгородом по другую сторону озера Ильмень. Другое дело, что история Старой Руссы не так распиарена "верными янинцами" и там не было столь масштабных раскопок. Разного рода абсурдизмы типа уникальной сохранности всякого рода деревяшек и даже бересты объясняются особенностями дерьма местных аборигенов и иной разного рода глупостью. Еще раз, все ссылки по теме будут в конце статьи.
Однако, начну я издалека. С абсурдизмов. Главная тема, а именно событийный характер катастрофического потопа, будет в следующей части статьи. В прошлых статьях, лекциях и в книге я эти вопросы уже многократно показывал и объяснял, но повторение - мать учения. А по сему, методологию товарища А.С. Макаренко мы отвергать не будем, а, наоборот, всячески её продвигать и внедрять в массы.
Начну с церкви на улице Ильина. Вот такая вот церквушка. Датируется 14 веком и росписи в ней якобы сохранились аж с тех времен. И автор этих росписей ни кто иной как самолично Феофан Грек. И его ученики.
Я разбирал подробно значение каждого символа, сейчас повторяться не буду. Отмечу лишь что здесь черным по белому написано что город пережил масштабную катастрофу, потоп, при этом вода пришла со стороны Ладоги и было это в период молодого зимнего солнца, то есть в период с 25 декабря по 20 марта. Тех кто умер хоронили в братских могилах, причем мужчин клали снизу, женщин сверху.
В конце августа 2024 года я снова заходил в эту церковь и имел беседу с местной обслугой. В лице молоденькой девушки и мужчины средних лет. Отвечают бодро и уверенно. До определенного момента. Пока не начинают подозревать, что ты владеешь информацией и определенными знаниями. Когда это осознают, риторика резко меняется и форма изложения меняется с убедительно-утвердительной в предположительную. Девочку я напрягать вообще не стал, чего с нее взять, подрабатывает на хлеб, и слава Богу. Мужчине задал-таки несколько каверзных вопросов и в конечном итоге получил тот ответ который хотел услышать. Типа, ну это все предположения, мы так считаем и в этом духе.
Я же сейчас покажу как всё есть на самом деле.
Постулат первый. Якобы это церковь аж 14 века. Нет, это не так. Далеко не так. Если там что-то и есть с 14 века, то только фундамент, да и то не факт. Показываю.
Это опорная несущая стена. Мы видим кирпич. И не просто кирпич, а кирпич относительно современного стандарта.
Смотрим там же еще ниже, цокольный уровень. Фото кликабельны, тыкайте мышкой и разглядывайте.
Мы видим, что цоколь абсолютно весь выложен из кирпича. Не плинфы, не из строительного камня, а именно из кирпича примерно современного стандарта. Кто не в курсе и не читал моих прошлых материалов, отмечу, что АБСОЛЮТНО ВСЕ древние церкви Великого Новгорода в своих родных стенах выложены из РАКУШЕЧНИКА. Поздние перестройки велись уже из известняка. И уже совсем поздние перестройки производились кирпичом. В 100% случаев церкви восстановлены после Великой Отечественной войны и несут в себе симбиоз строительных материалов всех эпох.
На указанный этот факт мужчина средних лет в церкви согласился, что это действительно следы поздних перестроек, и указал, что якобы за кирпичом есть настоящие родные блоки из камня. Еще бы! Все церкви такие! Вот как это выглядит на церквях где еще не оштукатурено. Помните песенку "Я его слепила из того что было"? Оно самое. Это церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Что нам важно. Если шла перестройка НЕСУЩИХ стен и ЦОКОЛЬНОГО уровня, то это означает только одно - перестраивалась ПОЛНОСТЬЮ вся церковь. По другому не бывает. А людям втюхивают про какого-то Феофана Грека из 14 века. Утверждается что его кисти сохранились две росписи. На западном участке под крышей и центральная подкупольная часть. Угу. Как выразился мой древний друг, кстати местный абориген и чрезвычайно образованный человек, если в церкви на Ильина и сохранились чьи-то росписи, то не Феофана Грека, а Феофяна Грекяна. Гастарбайтера, их в Новгороде много сейчас, со всего бывшего Советского Союза.
Вот еще одно доказательство. Это фрагмент иконы якобы 15 века где нарисована якобы Ильинская церковь.
Я прекрасно понимаю что эта икона далеко не 15 века, а в лучшем случае второй половины 17 века, но не это важно. Если здесь действительно изображена Ильинская церковь, то все разговоры о Феофанах Греках летят кобыле под хвост. Ибо мы видим у церкви совершенно другие стены с окошками, другую крышу и другую купольную часть. Я уже молчу про пристроенную колокольню. Куда колокольню дели, изверги? Верните людям колокольню! С росписью Феофана Грека!
Самое забавное, что все эти абсурдизмы находятся внутри самой церкви. Там стенд есть. Я спросил у мужчины средних лет, мол чё за фигня? Где колокольня, где крыша, где правильный купол? Ответ был банальным. Это не фотография, художник так видит.
Там же на стенде есть и вот такие картинки. Смотрим внимательно на детали. Это типа реконструкция.
А это типа проект.
И сравните с первой фоткой в статье реальной церкви. Слава богу надписи сохранили идентичными, и поэтому они читаемы. В остальном свободный полет фантазии. Есть окно, нет окна, одна крыша. другая крыша.
Вот фото церкви начала 20 века.
Кому интересно, можете поиграть в игру найди 10 отличий. С тем что есть сейчас, в реконструкции и в проекте. Начните с количества и формы окон. Обратите внимание где выходит печная труба. И исходя из этого выстройте логическую цепочку по местонахождению печки, где была топка, откуда была приточка, фактор купола и окон, где был термоклин и точка росы в зависимости от условий и режимов топки. Я уже молчу про дым и сажу. И что там у нас получается с фресками аж якобы 14 века? На меловой побелке! Те кто в теме, я имею в виду печников и строителей, уже наверняка ехидно улыбаются. Сейчас никаких печек и труб нет. Температура внутри церкви точно такая же как и на улице. И влажность воздуха соответственно.
Сейчас я вам покажу эти самые фрески якобы кисти Феофана Грека. Начну с подкупольной части. Что здесь изображено я разобрать не смог, слишком высоко и детализация слабая.
А это западная часть, под сводом крыши. Вот здесь так называемая Ветхозаветная Троица.
А здесь изображены так называемые столпники. Столпники - это те кто по собственному желанию начали глумиться над собой. Залезли на столбы (башни), то есть оградили себя от мира, и оттуда вещали как правильно любить Бога. То есть подразумевается некий символ аскетизма, самобичевания, покаяния и покорности. Измучить себя в своей любви к Христу. Считается что это Новозаветные образы.
Обратите внимание что фрески кисти "Феофана Грека" лучше всего сохранились в самом верху. Под самой крышей. А вот вам картинка этой церкви после освобождения города Красной армией в 1944 году.
Это фото южного и западного фасада. Видите дырку в крыше? Утверждается что туда попал то ли снаряд, то ли бомба. Так вот, это именно то место, где чудом сохранились фрески 14 века кисти Феофана Грека. На глине и меловой побелке. Свод крыши из кирпича сложили заново, фрески оставили.
Там же, под изображениями столпников, есть еще один очень примечательный образ. Вот он.
Девушка из числа служителей церкви меня уверяла что это образ Богоматери Марии с младенцем Христом. На вопрос что означают два скрещенных четырехугольника, она не моргнув глазом сказала что это символ божественной благодати. После чего я понял, что задавать вопросы девушке не стоит. Господа искусствоведы, сейчас я обращаюсь к вам. Вы плохо учите свой персонал. А может вообще не учите и всё пущено на самотёк. Нельзя так. Персонал должен знать что обслуживает и грамотно отвечать на все поставленные вопросы.
Я много хожу по церквям и монастырям и часто задаю различные вопросы. Запоминаю что мне говорят. И от услышанного порою сильно удивляюсь. Девочка в данной церкви это лишь частный эпизод. Проблематика обширная. Даже монахи и монашки, прочие почтенные служители церквей в различных местах не всегда знают даже простейшие православные каноны. И несут в массы порою откровенную пургу. Если церковь хочет чтобы народ к ней тянулся, чтобы церковь была подлинным лекарем душ, а не просто на свечках бизнес делать, нужно серьезно заняться подбором и обучением персонала. А если данная церковь и не принадлежит к РПЦ, как большинство церквей Новгорода, то организовать курсы обучения среди искусствоведов.
Отвлекся, это наболело. Теперь к сути. Почему я так зацепился за эти скрещенные четырехугольники. По ряду причин. Во-первых они в этой церкви Спаса на Ильине изображены в разных местах, даже выложены плиткой на полу церкви. Я спросил мужчину средних лет, что значит этот символ. Правда он к этому моменту уже понял с кем имеет дело и честно признался что не знает значения этого символа. А так, наверняка бы, сказал про какую-нибудь божественную благодать. Во-вторых, образ Богоматери с ребенком на фоне скрещенных четырехугольников уникален. Есть в Новгородской Софии икона с этим образом, так вот на иконе никаких скрещенных четырехугольников нет. Вот эта икона.
И вот тут начинается процесс размышлений. На самом образе Богоматери в Ильинской церкви нет никаких подписей. Современные православные каноны требуют ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ подписей. Я это слышал от различных художников и декораторов, кто занимается внутренним убранством церквей. Кстати, обычно это очень подготовленные люди, действительно знают все каноны. И с ними бывает очень полезно поговорить и, иногда, даже подискутировать. Я сам творческий человек и мы быстро находим общий язык. В частности совсем недавно с одним из таких художников в одной из церквей в Питере мы дискутировали о времени когда появилось правило обязательной подписи на иконах и образах.
Так вот. Подписей на образе Богоматери нет. Так что это не обязательно новозаветная Мария с Христом. Более того, скорее всего, это не она вообще. Образ матери с ребенком очень популярен был во все времена и у разных народов. В Ветхом завете есть очень похожий образ Девы с Эммануилом. Во многих наших церквях на иконах он сохранился до сих пор. Просто люди по незнанию думают что там изображена Мария с Христом, но это не так. Так же, очень похожий образ был у язычников. И даже не один. Подобным образом могла изображаться и богиня Лада (она же Лига) и богиня Макошь. В случае Макоши в качестве младенца изображался Коляда. Подобным же образом изображалась и Золотая Баба. С Золотой Бабой лично у меня пока нет четкого определения, что за символ, скорее всего это один из вариантов Макоши с Колядой. Вот пример её изображения.
Золотая Баба. "Описание европейской Сарматии", Александр Гваньини, 1578 г.
А что означают скрещенные четырехугольники? Тут так же все очень не однозначно. У современных православных христиан это просто символ Вифлеемской звезды. Но этот знак был широко распространен по всему миру во все времена. Два скрещенных четырехугольника, или, иначе, восьмилучевая звезда, имел много форм и значений. Например, у славян язычников он в основном ассоциируется с верховным богом Сварогом. А у Сварога по одному из преданий была как раз жена Макошь и у них родился сын - бог молодого зимнего солнца Коляда. Так вот, если мы принимаем изображение буквально, то в церкви Спаса на Ильине изображена именно языческая Макошь с ребенком. И родила она сына от Сварога, чей символ окружает ее по периметру. Кстати, Сварог и иудейский ветхозаветный Саваоф, это одно и тоже. Нормальное и картавое произношение. Бог творец. И символ у Саваофа точно такой же - восьмилучевая звезда. Разница лишь в том, что у язычников многобожие, а у иудеев единобожие. Позднее Сварог, он же Саваоф, у христиан и мусульман потерял собственное имя и стал просто Господом (Бог Отец) и Всевышним (Аллах).
Когда мы понимаем, что в церкви Спаса на Ильине вовсе не христианские символы, мы совершенно иначе начнем понимать и другие образы. Например вот такие.
Мы опять не видим подписи. Так же мы видим, что крестик в руке пририсован позднее. Вообще понять что это за образ крайне сложно. Можно сказать что угодно и доказать обратное будет очень сложно. Чем наши искусствоведы и пользуются. Сказано люминь, значит люминь.
Вот еще образ.
Все что можно разобрать на этом изображении, так это только то, что женщина имеет на голове царскую корону. И вообще в хорошем наряде, в волосах просматривается украшение из бус. И кто это может быть? Да кто угодно. Как какой-нибудь "верный янинец" придумает , так и скажут.
А что мы сможем сами предположить? Из очевидного лишь то, что это не новозаветные образы. Подписей нет. Корона и богатое убранство может указывать на высокий статус. Статус кого? Если мы подразумеваем пантеон богов, значит это верховная богиня. А кто верховная богиня? А это Макошь. Снова Макошь. Почему руки у нее разведены в разные стороны? Очевидно чтобы показать что она не мастерица, у нее нет предметов труда. Кроме того мы знаем, что у христиан существует образ Параскевы Пятницы, которая и списана с Макоши. А что такое пятница? Это базарный день. Это когда люди не работали, то есть не имели в руках предметов труда, а ходили закупались на рынке и вкусно закусывали свеженькими печеньками. Логичное объяснение? Вполне. И очень реалистичное.
А что за образ чуть выше тогда, спросите вы? Да все тоже язычество. Была такая богиня Неделя. Неделя от того что ничего не делает. В честь этой богини был назван седьмой день, сейчас в России он стал называться воскресением. А на Украине, в Польше, Белоруссии и в других славянских странах так и остался неделей. У нас же неделей стали называть весь цикл из семи дней. Так вот богиня Неделя так же изображалась с разведенными в стороны руками или хлопающей в ладоши. С разведенными руками потому что опять-таки ничего не делала и без предметов труда. А хлопающей в ладоши потому что по выходным принято было веселиться, петь и танцевать, и народ это поощрял хлопанием в ладоши создавая такт.
По Неделе, Макоше, прочим языческим и ветхозаветным образам никаких ссылок на википедию или иной профильный материал не даю, ибо там написана только полуправда, и это в лучшем случае. Эта тема жестко табуирована. У меня был очень хороший материал по профильной теме, недавно он исчез в запросах поисковиков, а старая ссылка выдает казино. Такая у нас нынче свобода слова, даже в интернете. Вопросы истории религии оказываются страшнее порнографии и наркотиков.
Так, давайте заканчивать. Скоро будет продолжение.
Ссылки:
1 часть. Возраст города.
2 часть. Дендрохронология.
3 часть. Мостовые.
4 часть. Церкви.
5 часть. Исторический подлог.
6 часть. Кресты церквей.
7 часть. Исторические выводы.
-
История Великого Новгорода совсем другая.
-
Затопленный Великий Новгород. Новые материалы.- Видеоконференция по теме Новгорода на НСР
Тынц.
- Дендрохронология - ложь!.
Часть 1. ,
Часть 2.
-
лекция в клубе Ла-До-Га.
Самый полный материал по состоянию на 1.01.2024 года в книге "Другая история Руси. Новгород. Киев". Книга есть на ВБ и на Озоне. Или в издательстве, вот
ссылка.