Много раз здесь была, уже довольно написано... Один из самых красивых монастырей в России. А осенью он - прекрасен и очень нежен, и очень весел...
Окунувшись в ростовские леса,
можно вынырнуть прямо в Борисоглебе.
На фланкированные ворота, я, кажется, никогда не смогу насмотреться. Все неровности, несимметричности, покареженности вижу - однако умом не понять: почему так гармонично?
Невообразимые совершенно иллюминаторы и окна как инопланетяне вырезали)
Белокаменные навороты да с фигурным кирпичом, и при этом разметка хромает - вручную делали, штучный товар - но как же все мило и по-домашнему.
И родное всё - до ужаса.
Многочисленные машины с московскими номерами у ворот - это не диво, вот велосипеды...
очень уютно им тут)
И радость, сразу с порога - Благовещенскую церковь с трапезной палатой скоро отреставрируют.
Уже почти всё готово, и, между прочим, на государственные деньги, министерство культуры раскошелилось.
Даже балкончики сделали, как в XVII веке было, а потом перестроили.
Тут, правда, прямо у ворот, еще братский корпус стоит весь в руинах, говорят, и до него руки дойдут... Дай Бог!
А жизнь здесь течет очень неторопливо, вот, дровишек нужно привезти.
Среди всей этой осенней красоты,
окруженные смиренно сияющей листвой,
и жаром пламени свечей изнутри
вне времени и над пространством,
стоят древние храмы монастыря. Вот, например, главный - свв. Бориса и Глеба - он сильно перестроен, и сто раз испорчен всякими упрощениями и прилепления, ох, уж античный портик ему явно ни к лицу - а всё равно, что-то такое в нем есть непобедимое...
Видимо, внутреннее убить сложнее - там остались простор и высота.
Звон колоколов разносится в осеннем воздухе - и всё замирает.
И наполняется простой, искренней и горячей верой.
Кажется, от звона колоколов качаются даже гирьки в воротах.
А я вот только в этот приезд обратила внимание на кладку стены.
А здесь у голубей - завтрак.
Крыльцо Благовещенской церкви по узорочью не уступает воротам.
А это келья затворника Иринарха, рассказывала о нем. Именно это ее положение - внутри стены - и есть один из самых интригующих моментов. Как известно, Иринарх жил в начале XVII в., и так же твердо известно, что восточная стена была выстроена несколькими десятилетиями позже. Получалось, что келья Иринарха - что-то вроде так любимого нынешними градоначальниками новодела. Но, к счастью, такое понимание ценности подлинных памятников было не всегда. Археологи выяснили, что кирпич кельи более древний, чем кирпич окружающих ее стен, и относится к середине XVI в. А это значит, что строители новых стен, конца XVII в., оставили келью нетронутой и аккуратно, даже благоговейно, обложили ее новым кирпичом. Так что келья - подлинная, а наши предки из XVII в., не в пример нам, молодцы!
Легко судить по археологическим исследованиям и отчетам. Но все равно ответа просит своя "отдельная" душа. Труднее становится, когда видишь возрожденные руины таких храмов, до которых человечество уже не поднимется.
Дело рук таких мастеров, которые вдохновлялись небесным пониманием красоты.
Совершенство такой подлинности, которое казалось бы, не может быть разрушено.
И тем радостнее строительно-реставраторская суета у соборов (вот еще у Сергиева храма леса будут ставить)
.
И активная жизнь в местном приходе.
А иллюминаторы, они точно - инопланетные, видите, там камера стоит - недремлющее око - и подмигивает?.
Ах, просто космически душевный монастырь...