Джон Баньян. Путешествие пилигрима

Dec 09, 2013 22:08





Почти случайно обнаружила, что не читала одного из основных классиков английской литературы! Книжка совершенно ни на что не похожая, протестантская до мозга костей и насквозь аллегорическая - Джон Баньян "Путешествие Пилигрима в Небесную страну". Ага, хотите попасть в Небесный Град - спросите меня, как ))) Путеводитель в Царство Божие - в натуре! Прочитала и вздрогнула - сколько аналогий-реминисценций во всех литературах оставила эта книга, сколько ассоциаций вызывает, оказывается она была переведена больше чем на 200 языков мира, а в Англии почиталась второй после Библии, была в каждом доме. Ох, и влияний на русскую литературу немало... Но обо всем по порядку, сначала придется вкратце ознакомиться с содержанием.

Начинается она с того, что всё рассказанное - сон.  "Когда я странствовал по дикой пустыне этого мира, я наткнулся на одно место, где находился вертеп. Там я лег отдохнуть и вскоре заснул. И вот приснился мне сон: Вижу человека, одетого в грязные рубища, который стоял неподвижно на дороге, спиной к своему жилищу. В руках его была книга, а на спине тяжелое бремя. Гляжу, он открывает книгу и читает, но почему-то вдруг залился слезами и задрожал. Потом, как бы не в силах превозмочь тревожного чувства, он воскликнул отчаянным голосом: „Что мне делать?"

Человека этого зовут Безблагодатный, и он прочитал, что живет в городе Разрушения, который будет уничтожен огнем. И он решает бежать из него. Вот весь такой из себя, оборванный и с бременем грехов за спиной.


В чистом поле встретился ему человек по имени Евангелист, который указал Безблагодатному на светившиеся далеко-далеко вдали Тесные врата и велел идти прямо к ним, никуда не сворачивая. Домашние долго отговаривали его, и в конце концов, сочли умалишенным.


Из города вслед за Безблагодатным пустились двое соседей: Упрямый и Сговорчивый, но первый вскоре повернул назад, не получив от спутников понятного ему ответа на вопрос, что за «наследство нетленное, непорочное» ожидает их за Тесными вратами. Сговорчивый тоже оставил Безблагодатного, когда увидел, как они вступили в непролазную Топь Уныния - место на пути к Тесным вратам, куда стекаются нечистоты греха сомнения и страха, овладевающего пробудившимся от затмения грешником. Ни обойти стороной эту топь, ни осушить или замостить её невозможно.


За топью Безблагодатного поджидал Мирской Мудрец. Он соблазнил путника речами о том, что знает более простой и действенный способ избавиться от ноши грехов, нежели полное грозными опасностями странствие по ту сторону Тесных врат. Достаточно лишь свернуть в селение с красивым названием Благонравие и разыскать там человека по имени Законность, который помог уже очень многим.
Безблагодатный послушал недоброго совета, но на окольном гибельном пути его остановил Евангелист и направил на путь истинный, ступив на который, он довольно скоро добрался до Тесных врат.
«Стучите, и отворят вам», - прочитал Безблагодатный надпись над вратами и с замиранием сердца постучался. Привратник впустил его и даже слегка подтолкнул его в спину, ибо неподалеку возвышался крепкий замок Вельзевула, из которого он и присные его пускали смертоносные стрелы в мешкающих пройти Тесными вратами.


Всё пересказывать очень долго...А сведения о жизни самого Джона Беньяна  (Баньяна, Буньяна) довольно скупы. Известно, что он посещал грамматическую школу, где обучался два или три года письму и чтению, и с образованием на этом было покончено. Затем, в семнадцать лет был завербован в армию и принял участие в гражданской войне. В мирное время, унаследовав профессию отца, работал лудильщиком. В 1653 г. Беньян вступил в пуританскую общину и стал ревностным проповедником как бы не совсем пуританского учения. Реставрация Стюартов прервала его деятельность. Много лет Беньян провел в тюрьме, где ему не раз предлагали отказаться от пуританской доктрины и заняться прежним ремеслом, но он твердо придерживался своих убеждений. Написал много книжек. Лишь в 1676 г, Беньян обрел свободу. Долголетнее тюремное заключение превратило Беньяна в глазах пуритан чуть ли не в мученика за веру. Свою жизнь он закончил в маленьком городе Бедфорде, где в течение ряда лет занимал должность проповедника.

Но вернемся к наиболее знаменитой из его книг. И вот Безблагодатный приходит к Кресту. Едва он поднялся ко Кресту, как бремя грехов скатилось с его плеч и сгинуло в могиле, зиявшей у подножия холма. Здесь же, у Креста, три ангела Господня обступили Христианина, сняли с него дорожное рубище и обрядили в праздничные одежды. Наставив на дальнейший путь, ангелы вручили ему ключ Обетования и свиток с печатью, служащий пропуском в Небесный Град. Здесь получает он имя Христианин.


На своем пути Безблагодатный встречает разных людей и зверей. Все они - символичны. Ну уж львы - в особенности. Между ними можно пройти только с верой.


Отвага Христианина была вознаграждена радушным приёмом в чертоге и проникновенной беседой с обитавшими в нем девами Мудростью, Благочестием и Милосердием о величии и благости Хозяина, созиждевшего сей чертог. Наутро хозяева проводили Христианина в путь, снарядив бронею и оружием, что не стареет и не снашивается вовек. Без этих оружия и брони несдобровать было бы Христианину в долине Унижения, где путь ему преградил ужасающего обличия ангел бездны Аполлион.  Пилигрим отважно вступил в поединок с супостатом и с именем Господним на устах одержал верх.


Благополучно он миновал и вертеп великанов Язычество и Папство, в былые времена, пока они ещё были сильны, сплошь усеявших окрестности костьми путников, попавшихся в их лапы.



За долиною Смертной Тени Христианин нагнал пилигрима по имени Верный. Христианин с Верным решили продолжить путь вместе. Так они шли, пока не завидели вдали какой-то город. Тут им навстречу вышел знакомый обоим Евангелист и сказал, что в городе этом один из них примет мученическую кончину - примет её на благо себе: он раньше вступит в Небесный Град, а кроме того, избегнет скорбей, уготованных оставшемуся в живых. Звался тот град Суета, и круглый год шла здесь ярмарка. Выбор товара был огромен: дома, имения, должности, титулы, царства, страсти, удовольствия, плотские утехи, богатые жены и мужья, жизнь тела и души; круглосуточно бесплатные зрелища: воровство, убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление...


На зазывы продавцов пилигримы отвечали, что ничего им не нужно, кроме истины. Эти слова вызвали среди торгующих взрыв негодования. Как возмутители спокойствия Христианин с Верным были привлечены к суду, на котором против них свидетельствовали Зависть, Суеверие и Угодничество.


По неправедному приговору Верный был жестоко казнён, Христианину же удалось бежать. Но недолго пришлось ему идти в одиночестве - его нагнал Уповающий из этого города, которого заставило пуститься в путь зрелище кончины Верного; так всегда смерть свидетеля истины воздвигает новых последователей Христа.


Много интересного и символического видят они по пути, вот например, жена Лота.



Вот великолепный сад.



Завидя удобную тропу, идущую вроде бы точно вдоль их дороги, Христианин уговорил Уповающего перейти на неё, что чуть было не погубило обоих: идя удобной тропою, пилигримы очутились у замка Сомнение. Замок принадлежал великану Отчаяние, который пленил их и принялся мучить, подговаривая наложить на себя руки и тем прекратить страшные мучения.
Христианин был уже готов внять Отчаянию, наложить на себя руки, но Уповающий напомнил ему заповедь «Не убий».  Тут Христианин вспомнил о вручённом ангелами ключе Обетование и разомкнул им запоры узилища. Так им удалось бежать.


Скоро пилигримы уже были в Отрадных горах, с вершин которых смутно виднелись ворота Небесного Града. Пастухи Познание, Опытный, Бдительность и Искренний дали Христианину с Уповающим подробное описание пути к ним.
Имея полученное из верных рук описание, путники все же последовали за чернокожим человеком в сияющей одежде, посулившим проводить их к Небесному Граду, но заведшим в хитро расставленные сети. Из сетей пилигримов высвободил Ангел Божий, который пояснил, что они попались в ловушку Соблазнителя, иначе - Лжеапостола.


Далее Христианин и Уповающий шли чудной страной Сочетания, о которой говорил пророк Исаия и которую Господь называет Своею. Воздух здесь был напоен дивными ароматами и звенел от чарующего пения птиц.


Все отчётливее и отчётливее взорам путников открывался вожделенный Небесный Град.


И вот они вышли к реке, которую им непременно предстояло перейти, - лишь двое, Енох и Илия, попали в Небесный Иерусалим, миновав её. Едва пилигримы вступили в воды реки, как Христианин стал тонуть и возопил словами Псалмопевца: «Я тону в водах глубоких, и волны накрывают меня с головой! Ужас смерти овладел мною!»



Но Иисус Христос не оставил верных Своих, и они благополучно вышли на противоположный берег. У ворот Небесного Града пилигримов встретило воинство Ангелов; небесный хор грянул песнь: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца».

И далее следует вторая часть - как его жена - Христианка, не захотевшая когда-то следовать за ним, и их дети добрались по тому же пути до Небесного Града.
А еще фильм предлагаю американский - ну очень простоватый безыскусный. Интересный, захватывающий своей прямолинейностью. И хорошо показывает, насколько универсальна аллегория - да хоть на современном материале пересказывай, то что было написано 400 лет назад - смысл абсолютно не изменяется. Жаль только, что такой пуританский.

image Click to view



href="http://www.magister.msk.ru/library/babilon/english/bunyan1r.htm" target="_blank">http://www.magister.msk.ru/library/babilon/english/bunyan1r.htmhttp://www.kratkoe.ru/soderzhanie/benian/puteshestvie_piligrima/

Продолжение следует.

сказки, Путешествие пилигрима, вера, христианство, Баньян, протестантизм, религия

Previous post Next post
Up