Чего можно ждать от перестроечного фильма, премьера которого состоялась в ноябре 1987 года - по случаю 70-летия Октябрьской революции? Ну, уж не света и вдохновения, а вот поди ж ты. Видимо, заряды двух литературных проходимцев - писателя Пикуля и сценариста Володарского - сошлись, и это как раз тот случай, когда минус на минус дает плюс.
Военный фильм про кораблики, действие происходит в Прибалтике во время Первой мировой войны.
Вот остров красной буквой А отмечен - Сааремаа, сейчас он эстонский, а вокруг него острова и островочки - это Моонзундский архипелаг, как раз на морском пути из "немец" к нам в Питер.
А вот поближе у этого острова Сааремаа на юге монитора есть мыс - длинный такой, это знаменитый Церель,
[url=
http://www.yapfiles.ru/show/583895/shema_srazhenii_v_17_godu_na_o.saaremaa.jpg.html][img=http://www.yapfiles.ru/files/583895/shema_srazhenii_v_17_godu_na_o.saaremaa.jpg][/url] вот тут как раз большая часть действия и разворачивается. Кораблики в фильме вот такие, а за военными действиями можно наблюдать почти всегда только в бинокль. Вообще, весь фильм - в мрачной, «холодной» стилистике вечных сумерек.
Машины и их механизмы показаны подробно, исторично и с любовью, они почти как в паровозах красивые, только большие и часто смертоносные.
В начале фильма идут учебные стрельбы, командует вице-адмирал Николай Оттович фон Эссен в исполнении Евстигнеева,
а из недр корабля адмирала развязно комментирует простой матрос, и делает поправку. Адмирал поправляет прицел, вызывает матроса:
- Вот что, Дыбенко. Либо ты у меня насидишься в тюрьме, либо быть тебе на моем месте!
- Так точно, ваше превосходительство! Мы способны и на то, и на другое!
Так зритель знакомится с атмосферой и с двумя очень второстенными для развития сюжета персонажами, а в романе Пикуль еще прибавляет "Скоро! Уже скоро сядет Дыбенко в тюрьму. Скоро он поведет флот за партией Ленина в Моонзунд..." Действительно, и фон Эссен, и Дыбенко - реальные исторические персонажи - знаменитый адмирал и будущий первый народный комиссар по морским делам РСФСР.
Тут же и Колчак присутствует, замечательный Колчак, Беляев, очень фактурный, харизматичный образ, ещё не герой опомнившейся России, но уже не «пропитанный кокаином истерик».
А дальше начинается собственно действие. Старлей Артемьев (Меньшиков) прибывает на новое место службы, на свою батарею - на этот самый Церель, и обнаруживает там бардак и расхлябанность.
Артемьев выяснет, что всем здесь рулит революционный комитет... Матросы агрессивны...
За уточнением обстановки он обращается к фон Кнюпферу, капитану первого ранга, который делиться с ним упадническими настроениями и невозможностью привести батарею в боевой порядок.
Тут же он встречает Клару, в одну из поездок в Гельсингфорс (Хельсиники тогда - российский город). Встречает в магазинчике, где очаровательная хозяйка Вия Артмоне предлагает ему давно разыскиваемую книгу - Артемьев увлекается искусством, миниатюрным портретом.
Он возвращается под впечатлением от встречи и от обстановки на батарее.
Порядок навести ему помогает, расстреляв одного матроса, Семенчук - замечательный Гостюхин. Семенчук сыплет манагерскими прям афоризмами.
"- Ежели командир оплошает - я его шлепну в патоку! Ежели если кто приказ командира не выполнит, я его шлепну - в повидло!"
"- Кому что на данном политическим этапе неясно? У кого есть насущные вопросы, мировые проблемы?"
"- Командуй, что хочешь, лишь бы громко, пока в себя не пришли"
А вот уже Артемьев - старший офицер на "Новике". В кают-компании он напоминает офицерам, что о политике говорить запрещает устав. Офицер Артеньев - настоящая фамилия Бартенев, артиллерист и никогда не был старшим офицером эсминца. Реальный Баретеньев, командир 305-мм батареи № 43 Цереля, описал все эти бои осени 1917 года в записке в 1918 году - они есть в инете.
А вот и бои. В критической ситуации командир корабля фон Денн приказывает поднять белый флаг. Его помещают в каюту, запирают, и обходятся без белого флага.
А потом судят офицерским судом. И фон Денну ничего не остается, как застрелиться. Карл Иоахим Фон Денн - такой морской офицер действительно был в то время, и его супруга действительно из окружения Распутина. Но "Новиком" фон Ден не командовал, и Фон Денн не пытался сдать корабль немцам, да и не стрелялся.
А вот снова Колчак - у него на приеме в Гельсингфорсе Артеньев выясняет свою дальнейшую судьбу.
Там же поход с Кларой в собор - они слушают там орган, и в "Иллюзион".
А потом бурное обсуждение, что можно показывать в кинематографе, а что нет.
А на "Новик" взамен фон Денна назначен новый капитан - фон Грапф. В действительности Пикулем были взяты тексты - фон Графа, который описал это все в мемуарах в 1922 году. В фильме его вывели под видом командира фон ГраПфа, а реальный фон Граф был сторонником НСДАП и мемуары его в СССР запрещены.
На корабле Артемьев получает записку от Клары - о том, что она исчезает на неопределенный срок.
Артемьев тоскует и предается воспоминаниям...
И снова бои...
Артемьев с Семенчуком едут в Питер, а там - сестра... Она объявляет, что уходит на фронт, сестрой милосердия.
В Питере в ресторане случайно герой видит Клару. Здесь звучит чудесный романс на слова одного из самых проникновенных поэтов Серебряного века - Георгия Иванова - "Настанут холода", жаль на ютубе нет. Клара назначает ему свидание.
На обратной дороге - разговор с Семенчуком... о смерти. О смерти за Родину. Только в ней видит Артемьев примирение всех своих противоречий. И на всех героях мы видим отпечаток неумолимой судьбы...Очарованный смертью Артеньев, не желающий изменять себе и лишь потому до конца исполняющий то, что полагает своим долгом; мечущийся в поисках несуществующего знаменателя Семенчук; уставшая от жизни, но не способная преодолеть себя Клара...
Аполитизм - главный недостаток и главное достоинство "Моонзунда"... основная проблема как раз-таки в аполитизме. Этим фильм и цепляет, становится лично интересным. Человек в мятущемся мире, выполняющий свой долг. Вне политики, вне партий и направлений - хорошо ли это?
"Двух станов не боец, а только гость случайный..." И в романе, и в фильме, и в жизни - это видимо была личная проблема, и Пикуля, и Володарского. И в романе, и в фильме, и в жизни - неразрешимая задача.
Уже в Гельсингфорсе, возвращаясь с очередной книжкой из того самого магазинчика,
главный герой встречает каких-то матросов и его избивают. Становится жутко.
Как раз об этом времени писал Маяковский в своей "Оде революции"
"Слава" хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер, -
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
- о, будь ты проклята трижды! -
и мое,
поэтово
о, четырежды славься, благословенная! "
А потом матросы на корабле выбирали - кого оставить из офицеров... Интересные при этом диалоги.
Приходит телеграмма - сестра погибла от тифа. И еще - Артемьева вызвала контрразведка - и ему популярно объяснили, что он мешает. Клара - шпионка, и ей нельзя отвлекаться от работы. Они не могут быть вместе.
В последнюю встречу, на расставание, Клара дарит ему миниатюру, с пожеланием выжить...
В качестве миниатюры выступила картина Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831». На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830-1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года.
Сбылось - и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый -
И бунт раздавленный умолк.
(Пушкин, Бородинская годовщина...)
Непростая картина)
Артемьев решает покинуть корабль, и вернуться на свою батарею, на Церель. И вот уже немцы наступают, матросам объявлено, что они - в окружении. И большинство - остаются защищать Церель. Сбегающим Семенчук говорит: "Мне на святое дело дерьма не надо!"
Батарея успешно обороняется, но снаряды кончаются, и под арт-обстрелом редеют ряды защитников. Помощи ждать неоткуда, но её все равно ждут.
Артемьев теряет миниатюру, переживает, и в перерывах между обстрелами долго и безуспешно пытается найти её.
Вражеская эскадра накатывается на Церель снова и снова.
Немецких кораблей становится всё больше, и оставшаяся небольшая группа защитников Цереля взрывает батарею и уходит в лес. Здесь-то и происходит разговор о смысле революции и о смысле жизни, разговор, поднимающий проблемы, актуальные и наши дни...
Click to view
А дальше - плен. Немцы и с ними фон Кнюпфер. На самом деле, каперанг фон Кнюпфер к немцам не перебегал и обороной командовал вполне нормально, а немецких парламентёров приказал вышвырнуть с батареи и сначала даже хотел их повесить. Тут хорошо прослеживается "пикулевская технологическая школа", становится понятным откуда у нас все эти "штрафбаты" и "адмиралы". Володарский, а еще Веллер - старательные ученики Пикуля. Классический вариант развития технологии это Веллер, но ему не повезло - уровень знаний у народа подрос, да и идеологически он не смог определится. Квалификация писателя есть, а писать не о чем. Но я отвлеклась.
Большевиков немцы расстреливают.
Артемьев - верный слуга отечества, даже когда отечество сужается до размеров обреченного на гибель клочка земли. Артемьева ведут на допрос. И это его последний взгляд в фильме.
А в конце камера долго скользит по "миниатюре", рассматривая один фрагмент за другим... Эдакий символ погибшего мира. Очень элегический.
зы. Хороший фильм...
Надо признать - у творческих людей есть право на ошибку. Но них нет права на осознанное враньё. Пикуль лгал. Володарский лгал. Они лгали, когда обосновывали всё это как историческую правду. От этого вранья в фильме - весьма ощутимый душок провинциального шика с запахом хризантем на местах побоищ, блоковской незнакомки с повадками профессиональной стукачки и шлюхи, аксессуаров дворянской жизни, как ее представляли себе дворники, которых не пускали на порог этой жизни...