Я тут подумал, что рассказывать только о хорошем скучно. В самом деле: злой я поэт, или учитель какой?
Так что по средам теперь будет не только обзор всяких хороших блогов. Примерно раз или два в месяц я буду нырять в глубины портала stihi.ru и вытаскивать на поверхность что-нибудь неприятное и на вид явно несъедобное.
Ну и заодно почитаем, узнаем, что там вообще в современной литературе происходит.
Ну что у нас сегодня на обед?
В этот раз я принёс большущий блог-пирог, на целых 105 текстов. Вот она, страница моей мечты:
волосистая и чёрная.
Уээээ, какое же это всё-таки отвратительное слово - волосистый.
Так и представляешь себе: лежит оно у тебя на столе, всё такое чёрное, лоснится от жира, блестит... И
волосистое. Фу, ужасно.
Хотя, наверное, всё не так. Не может же автор быть таким самокритичным. Скорее всего, в слове "pilarblack" он использовал "pilar" в смысле "Пилар", то есть Бразильский город. Ну тогда понятно, почему он чёрный! Спасибо, капитан Очевидность!
Кто же живёт в нашем маленьком и уютном бразильском городке?
Для начала стоит отметить сборник
Стихи, написанные до 14 лет.
Чаще всего оправдание "Я писал это в 14 лет" служит для двух целей. Во-первых, человек, не знающий во сколько обычно люди начинают писать, должен удивиться: "Ух ты, такой маленький, а такие стихи хорошие пишет! Какой молодец!" Во-вторых, автор такого текста и сам уже понимает его унылость, потому заранее предупреждает, чтобы его не сильно ругали.
Тематика стихотворений четырнадцатилетнего поэта несколько ограничена: любовь, смерть и "Я уже взрослый". Наш автор, наверное желая показать то, насколько он такой же поэт, как и все, в сборник "до 14 лет" добавил стихотворений на все эти три темы. Однако крутость его так велика, что для этого хватило всего два текста. Нихрена себе, вот это молодец. Поздравляю. Написать
одновремено про любовь и про смерть - это супер, да. А
другое и вовсе заслуживает шквал аплодисментов. Первая строчка олицетворяет собою всё, что будет написано за последующие годы:
"Я курю «Парламент», но поджигаю его спичками"
Если бы автор написал так
при Иване Грозном, у него бы вырвали язык, чтобы он больше никогда не смог повторить свой гениальный шедевр.
Впрочем, что уж там... В 14 лет все пишут чепуху.
Из творчества автора дольше всего я втыкал на папку "
Вся херня". Выбирал, про что же рассказать. Про то, как мне
предлагают "А так существуй, борись за свою продажу."
Или про
объедки стёкол.
Или про то, что в половине стихотворений вообще не за что зацепится взглядом.
Но потом вдруг понял, что в сборнике под таким названием просто физически не может оказаться ничего хорошего. Так что решил просто закрыть лицо руками и пройти мимо.
Однако после этого я зашёл в сборник под многообещающим названием "
холода". И что я там
увидел?
"Все ищу свой спасительный берег,
На два метра души кроха."
Нет, пускай берег и спасительный, я не против. Но что это за продолжение? Что это значит?
Окей. Я вспомнил, что я математик и начал заниматься комбинаторикой.
Пускай два метра относятся к берегу. Тогда главный герой ищет двухметровый берег... Души кроха? Кто такой крох? Зачем его душить? Нет, всё не так.
Пускай два метра души. Тогда кроха - это то, что находится в этой двухметровой душе. Но чего кроха? Берега? Нет, тогда бы у берега был бы другой падеж. Нет, тоже не подойдёт.
Два метра - это такой кроха? А, тогда понятно, почему он не крошка. Это не просто крошка. ЗДАРАВЕННЫЙ КРОХ. Впрочем, это тоже чушь, потому что душа оказывается вставленной просто так.
Может, "на два метра" - это что-то вроде "на пять минут"? Вроде, пришёл, нашёл себе два метра, и их вроде бы хватает. Хотя, нет, чепуха.
Остаётся один вариант. Что спасительный берег здесь вовсе ни к чему, автор двухметрового роста и у него крошечная душонка. Конечно, это маловероятно, так как придётся допустить, что автор нихрена не смыслит в правилах русского языка и пунктуации. Но по крайней мере логично.
Но что мне сказать
об этом стихотворении?
"Я о тебе молчу.
Я о тебе зола.
Рот открываю- чушь.
Не догорела- зла.
Я без тебя туша.
Я без тебя- была?
Я без тебя душу
дьяволу продала."
Нет, наверное это всё же слишком круто для меня. Авангардизм там, все дела.
И надо покопаться в интернете. Потому что насколько мне известно, это - первый случай, когда авангардист по ходу повествования меняет отношение к знакам препинания: то они нужны, то вдруг нет.
Ладно. Последним моим предположением было то, что альбом "Вся херня" распростёр своё влияние и на этот сборник, в результате чего "холод" стал очень странным. Надежда оставалась только на стихи, не занесённые ни в какие сборники.
Начал читать и только успокоился, что вроде всё нормально, всё хорошо, всё как надо, рифмы "ночь-прочь", все дела.
Как вдруг
на нах:
"Я люблю его по-соседски
Расстоянием тысяч верст"
Как так - любить расстоянием? И почему расстояние принадлежит тысячам вёрст? Я даже не могу представить, в какое место нужно запихнуть это расстояние, чтобы текст стал логичным. Я честно пытался. В следующей строчке уже совсем про другое. И рядом тоже ничего хорошего.
А ещё снова и снова я вспоминаю старые-добрые времена, когда человек, не умеющий расставлять запятые, просто ничего не ставил. В самом деле: если есть сомнения, нужен ли какой-то знак препинания, лучше оставить всё как есть. Читатель не идиот и скорее всего разберётся. Если же мыслительный процесс приводит примерно вот к такому:
"Мы причины, укрыв ото всех,
Будем помнить, длинней дороги
Нет, чем та, что связала наш смех."
То лучше бы такого процесса не было.
Потому что теперь я читаю: "они - причины". Он берут какой-то "ото всех" и укрывают его. Они будут что-то там помнить. Вместе с тем, независимо от их памяти, "нет длиннее дороги, чем та" и так далее.
Если быть честным, это ужасно.
Но за что мне понравился этот автор, за что я посвятил ему целый пост, так это за то, что даже на стихах.ру, где надо очень постараться, чтобы тебя не облизали, он умудрился заработать негативные рецензии. Видимо, люди слишком злы и мстительны, чтобы по достоинству оценивать тех, кто пишет лучше них, и всячески пытаются их очернить.
----------------
Чаще всего в случае негативных отзывов я оставляю дисклеймер, в котором напоминаю, насколько мне неважно, что этот человек из себя представляет и чем занимается. И что мне, как литератору, важны лишь его литературные способности.
Однако сегодня это не так. Как оказалось, человек, который написал это всё, является одним из администраторов одной из поэтических групп вКонтакте. И это уже не шутки.
Можно быть совершенно неизвестным человеком, и писать плохие стихи. Никто и слова не скажет.
Можно быть кем-то вообще никак не связанным с литературой, и иногда постить полную ересь под рифму. Без проблем.
Но если автор является примером для большого количества людей, если многие начинающие писатели читают его и к нему прислушиваются, то он не имеет право писать безграмотно!
Потому что потом те, кто его прочитают, будут думать, что так можно писать.
Они увидят, что необязательно ставить пробелы перед тире и после запятой. Они будут считать, что стихи - это груда красивых фразочек, в которых не важна логика. Они решат, что можно не исправлять опечатки и оставленные после изменений знаки препинания. Они будут думать, что можно писать плохие стихи и быть администратором поэтического паблика!
Именно по этой причине я всегда перед публикацией проверяю все свои посты на орфографию, а также по своим возможностям - на пунктуацию. Регулярно выискиваю ошибки в своих стихотворениях. И постоянно спрашиваю читателей, согласны ли они с тем, что я говорю.