Как написать плохое стихотворение. Урок 4. Подбор рифмы.

Mar 11, 2012 00:59


Есть очень много рифм к "Европа".
Хотя бы, имя Пенелопа.
А разве не подходят стропы?
Или ужасно-громкий топот?

Нет, переходят все на шёпот
И начинают: "Что ты? Что ты?
Не стоит тут губами шлёпать,
Нет рифм"... Искать им неохота!

Есть сотни разных: от циклопа
Вплоть до зелёного укропа.
Но как показывает опыт,
На ум приходит только попа.

Настала суббота, и я снова извлекаю из недр своей скромной и весьма объятной памяти очередную лекцию из серии "Банальное стихосложение" или "Как написать плохое стихотворение". Как вы уже поняли из написанного, речь пойдёт о том, что отличает поэтическую речь от любой другой. О тайной любви любого поэта и светоче высоких умов.

Итак, сегодняшнее занятие будет называться...

Подбор рифмы.

Так как с рифмой все более или менее знакомы, то и урок сегодня получится коротенький.
Вообще, для поэтов-профессионалов подбор рифмы не является какой-то особенной проблемой. Любой мало-мальски знакомый с поэзией человек сможет сочинить парочку, а то и больше. А известные деятели культуры, вроде Виктор Цоя, который ночами сидел с друзьями на кухне в поисках хорошей рифмы для новой песни - это лишь исключение, подтверждающее правило. Над такими вещами как рифма не стоит задумываться слишком сильно. Иначе есть риск найти что-то слишком заумное или сложное, что никто не поймёт и не оценит.
Как однажды сказал мне один певец, который записывал в те времена альбом, полный песен о любви, "рифма должна быть простая и понятная". И это логично. Простая рифма западает в душу и надолго запоминается. Но даже та рифма, которую часто используют в попсовых песнях не всегда удовлетворяет критерию простоты. Нет предела совершенству!

На самом деле, немногие авторы задумываются о рифме до того, как начинают писать стихотворение. То есть, у них в голове есть пара строчек, ради которых они этот стих и задумали, однако все остальные рифмы, как и прочие слова и строчки, ещё отсутствуют. И в результате получается что-то вроде:




При этом, рифма к хорошей строчке чаще всего никакой смысловой нагрузки не несёт.
Но нам же не это нужно? Мы относимся к своей работе как профессионалы. Именно поэтому перед написанием любого стихотворения нужно заранее просмотреть большое количество литературы и найти подходящие рифмы.

Вот например, легко заметить, что большой популярностью обладают рифмы "розы-морозы" и "слёзы-грёзы". Они очень хороши и тем, что сразу подсказывают мотив нового стихотворения. Допустим, "слёзы-грёзы" - это о несчастной любви, когда девушка оставляет парня, и он в своих снах до сих пор рядом с ней, а поутру горько плачет. Ну или про слабого боксёра. А "розы-морозы" - это баллада о смысле нашей жизни. Контраст между мягкими розовыми лепестками и злой стужей за окном. Судьба-злодейка, все дела...
Особой любовью поэтов пользуются "глагольные" рифмы. Это когда слова рифмуются благодаря тому, что они являются одной частью речи и имеют одинаковое окончание. Например, "ворчать-кричать-молчать-стучать". Огромное разнообразие корней и приставок позволят на полную катушку развернуться фантазии автора!

Но особым шиком пользуются простейшие рифмы. Чтобы их придумать, приходится изрядно попотеть. Это - что-то вроде "ботинки-полуботинки" или "десять рублей - пятнадцать рублей". Таких пар может быть очень много. Я бы предлождил читателю подумать над ними самостоятельно.
А ещё стоит помнить важную вещь: как это ни странно, но к длинным словам гораздо проще подбирать рифмы, чем к коротким. Это связано с тем, что длинные слова создаются по определённому алгоритму, который одинаков для большого количества слов. Допустим, "змееядущее - яйцекладущее - вездесущее - малопьющее".

А для тех, кто уже постиг все премудрости создания рифмованных строчек, есть такое замечательное изобретение человечества, как интернет. В мире есть сотни порталов, которые способны подобрать огромное количество рифм к любому выбранному слову. Самый популярный находится на сайте стихи.ру. Он позволяет значительно экономить время и нервы. Школьники рекомендуют.

А ещё есть такое явление как холостая строка, белый стих и стихи в прозе. Но это сложно и скучно. Не будет об этом.

А теперь давайте вкратце повторим всё, что мы сегодня выяснили.
Во-первых, самая лучшая рифма - эта та, над которой не надо долго думать. Чем дольше она стоит, тем больше портится.
Во-вторых, не стоит брезговать простыми глагольными рифмами и рифмовкой окончаний. Вот певица Максим вообще насчёт этого не заморачивается. И ничего, поёт как-то.
И в-третьих, по-настоящему банальная рифма - это очень сложно. Лучше даже не пытаться.

Школа плохого, Немного об анальном

Previous post Next post
Up