Источники:
http://www.f1news.ru/archive/id/19477/http://www.f1news.ru/archive/id/19479/ Доктор Марио Тайссен говорит обычно редко и мало. Но сегодня день уникальный - презентация новой машины. Естественно, журналисты получили почти полный «доступ к телу». И наряду с вопросами, касающимися новинки BMW F1.08, Тайссен затронул ещё две темы, лично для меня - потрясающие.
Во-первых: в BMW готовы поставлять клиентские двигатели. «Мы с прошлого года имеем возможность поставлять клиентские моторы - при замораживании регламента мощности освободились и сейчас превосходят потребности команды. С другой стороны, по крайней мере со следующего года, независимые команды будут покупать не только мотор, но и окружающие его силовые узлы с электроникой - это может стать серьезным бизнесом, которым имеет смысл заниматься». Новость - просто супер! Я с нетерпением жду, кто же выстроится в очередь за двигателями BMW. Это никак нельзя сравнивать с проблемой клиентских шасси! Ё-моё! Из 58-ми чемпионатов 35 выиграны на клиентских двигателях, и, кстати, один на «клиентском» BMW (в 1983-м году Нельсон Пике старший, Brabham-BMW). Правда никогда ещё в истории не было такого, что бы команда с «клиентским» двигателем выиграла Чемпионат Мира (или Кубок Конструкторов), обойдя «заводскую» команду поставщика. Но этому тоже есть логичные объяснения. Поставщики чемпионских движков либо никогда не выставляли собственной команды в Ф1 (Repco, Coventry-Climax), либо выставляли собственную команду и поставляли двигатели на сторону в разное время (Porsche, Mercedes, BMW), либо команды-клиенты были настолько слабы, что не могли по объективным причинам сражаться за чемпионскую корону (Spyker-Ferrari). Но нельзя не упомянуть Williams-Toyota, занявший 4-е место в прошлом году с 33-мя очками, в то время как заводская Toyota оказалась 6-й с 13-ю. Короче, выиграть Чемпионат Мира на клиентском двигателе у заводской команды может быть и нельзя. Но если очень сильно захотеть? Так что, ожидаем. Двигатели BMW - это тема!
Во-вторых: Марио Тайссен поддержал идею ограничения бюджета команд. «Мы поддерживали и будем поддерживать меры, направленные на сокращение затрат, и идея с ограничением суммарного бюджета кажется весьма интересной». Но шеф BMW тут же обрушился с критикой на подход FIA к этой проблеме: «Предложенное FIA ограничение использования аэродинамических лабораторий, напротив, не выглядит идеальным……Если мы хотим ограничить использование дорогого оборудования, нужно начинать с инструментов, нестандартных для Формулы 1, а не с тех, которые и так уже имеются у всех участников чемпионата». А теперь вспомним, что говорил Тайссен о затратах на внедрение ECU, которые даже по меркам BMW оказались большими. Ведь действительно, сейчас у всех команд есть собственные аэродинамические полигоны, и все вкладывают деньги в комплексы «вычислительной гидродинамики». Какой смысл запрещать то, на что уже потрачены миллионы? При этом под вывеской «сокращения затрат» заставляя участников чемпионата раскошеливаться на нововведения. Сегодня ECU. Завтра KERS. Послезавтра говнотопливо. А это очередные миллионы и миллионы!
Может кому-то из вас, мои дорогие, это и в новинку, а я всё это уже проходил. В 1993-м году. Это был последний год «умных машин» с активной подвеской. Вы думаете, что тогда говорила FIA, запрещая «электронных помощников»? Всё тоже самое! «Сокращение затрат», «увеличение роли гонщика в управлении машиной»… Результаты знаете? Перед стартом сезона-94 многие конструкторы говорили, что это безумие, оставить пилотов один на один, с машинами тех времён. Я не буду утверждать, что ограничения FIA - первопричина всех трагедий весны 94-го. Я скажу так, будь Айртон Сенна в Имоле за рулём FW15, а не FW16, всё могло сложиться по-другому. И ещё. Я помню интервью Джанкарло Минарди в конце 1993-го года. Он показывал завод своей команды в Фаэнце. Показал и детали активной подвески. Точно слова главы Minardi не воспроизведу, но смысл был такой: «Вот, мы работали несколько лет. Разрабатывали свою активную подвеску. Тратили на это огромные, для бюджета Minardi суммы. И что? Теперь мы можем смело выкинуть всё это на помойку. Это запрещено FIA со следующего сезона». Тогда FIA тоже заботилась о «бедных» командах.
В общем, как говорится, мал золотник, а дорог. Редко говорит доктор Марио Тайссен, а метко. Ой, как метко!