Патрологические штудии библеистов или опять о неведении Христа.

Nov 30, 2016 02:36

В своем комментарии к диспуту о. Георгия Максимова и А.Г.Дунаева я обещал подробнее написать о «лапше, которую повесил на уши слушателям А.Л. Чернявский, переводчик литературы по новозаветной библеистике». В обсуждениях той записи мне задали вопрос об этом. Я там же объяснил свое недоумение - и решил более не возвращаться к теме. Однако поскольку А ( Read more... )

ведение Христа, consensus patrum, История Церкви

Leave a comment

Comments 56

vyacheslav_fv December 1 2016, 21:21:41 UTC
А почему вы говорите об относительном усвоении неведения когда преп. Иоанн Дамаскин как раз со ссылкой на свт. Григория Богослова (ТИПВ 3:21; 4:18) учит, что это сказано по примышлению?

Reply

zloi_prepod December 2 2016, 11:09:53 UTC
Благодарю за замечание. Вы разумеется правы, а я, похоже, до конца не осознал различия между относительным усвоением и примышлением. Текст отредактировал.

Reply

Всеведение Христа по плоти sillenius December 3 2016, 12:06:26 UTC
А почему вы говорите об относительном усвоении неведения когда преп. Иоанн Дамаскин как раз со ссылкой на свт. Григория Богослова (ТИПВ 3:21; 4:18) учит, что это сказано по примышлению?

На эти же слова свт. Григория Богослова при для исповедания всеведения Христ поп лоти ссылалсиь также свт. Евлогий Александрийский и преп. Максим Исповедник.

Reply


sillenius December 3 2016, 12:14:58 UTC
/Подведем итоги. Из приведенных А.Л. Чернявским дохалкидонских Отцов, будто бы допускавших неведение Христа только св. Григорий Нисский, по-видимому, действительно утверждает неведение Христа по человечеству ( ... )

Reply

zloi_prepod December 3 2016, 22:13:04 UTC
Честно говоря, не вижу в приведенной цитате каких-либо указаний на то, что Христос по человечеству знал (либо напротив - не знал) будущее.

Reply

sillenius December 4 2016, 15:35:05 UTC
/Честно говоря, не вижу в приведенной цитате каких-либо указаний на то, что Христос по человечеству знал (либо напротив - не знал) будущее./

У свт. Григория Нисского легко просматривается ведение Христа по плоти. Свт. Григорий комментировал в данном случае Лк.2,52 и понимал слова Апостола Луки только как указание на полноту человеческой природы Христа и при этом отрицал совершенствование Его человеческой природы. Думаю это серьёзный аргумент против агноитов.

Reply


sillenius December 3 2016, 12:19:16 UTC
Ещё слова свт. Григория Богослова против агноитской ереси и вообще против постепенного обожения Иисуса Христа по плоти ( ... )

Reply

zloi_prepod December 3 2016, 22:20:31 UTC
Спаси Господи за цитаты!
У названных Отцов (особенно у св. Василия Великого), конечно гораздо больше свидетельств на тему ведения Христа, чем то, что я привел. Поэтому я старался собрать в первую очередь те, которые относятся непосредственно к теме знания Христом даты второго пришествия (а также те, которые назвал Чернявский). Впрочем приведенный Вами фрагмент из 43-го слова у меня тоже приводится (после фрагмента из слова 30).

С праздником!

Reply

ext_3899964 December 5 2016, 04:05:26 UTC
Спасибо за статью. Было бы интересно еще узнать мнения святых Иоанна Златоуста и Фотия по этому вопросу.

Reply

zloi_prepod December 5 2016, 21:41:52 UTC
Св. Иоанн Златоуст, несмотря на принадлежность антиохийской традиции считал Христа - знающим дату второго пришествия ( ... )

Reply


Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную реч anonymous December 22 2016, 09:22:04 UTC
Четвертая книга может принадлежать Дидиму Слепцу по мнению некоторых исследователей (Спасский, Гарнье).

Reply

Re: Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную р zloi_prepod December 22 2016, 23:54:06 UTC
Благодарю за уточнение ( ... )

Reply

Re: Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную р anonymous December 26 2016, 10:01:39 UTC
Дунаев тут опубликовал у себя постинг прямо по этой теме http://danuvius.livejournal.com/623874.html

Сакральные тексты подхватили чушь Пауэлла.

Reply

Re: Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную р danuvius December 27 2016, 07:03:25 UTC
Чушь -- выступать против Пауэлла на основании русских переводов. Тут, н-р, жирно-жирно выделили у Богослова "приписывал", хотя в греч. "говорил".
А в целом по проблеме: Христос по человечеству знал дату Второго Пришествия уже в яслях?

Reply


avgrigor October 20 2022, 12:24:51 UTC

//в определенных случаях она могла попустить и человеческому уму Христа - не знать чего либо//

Как это могло работать на практике, если во Христе было одно самосознание? Иными словами, как человеческий ум мог не знать то, что было известно Логосу? В таком случае, получается раздвоенность сознания Христа.

Reply

zloi_prepod October 21 2022, 21:27:39 UTC

Сознание (как и самосознание) - это энергия. Поскольку во Христе - два ряда энергий - то и два сознания (впрочем, не уверен, что этот термин корректно применять к Божеству). Во всяком случае можно говорить о человеческом сознании Христа, как не принадлежащем Божеству.

Reply

avgrigor October 23 2022, 08:19:17 UTC

Не ясно, как это согласовать с тем, что во Христе есть лишь Один и Тот же осознающий Себя Субъект. Два самосознания (тем более, настолько разных) одного субъекта невозможны логически. Два самосознания означают двоих самосознающих.

Reply

zloi_prepod October 23 2022, 17:54:30 UTC

Субъект один. Но один и тот же Субъект отдельно сознает себя как человека и, очень-очень грубо говоря отдельно сознает себя как Бога.
Впрочем, вопрос о самосознании в Троице - очень непростой. В некотором отношении ИМХО правильнее сказать, что самосознание Троицы - общее.
А если Христос не имеет человеческого самосознания - Он и не единосущен нам.

Reply


Leave a comment

Up