В своем
комментарии к диспуту о. Георгия Максимова и А.Г.Дунаева я обещал подробнее написать о «лапше, которую повесил на уши слушателям А.Л. Чернявский, переводчик литературы по новозаветной библеистике». В обсуждениях той записи
мне задали вопрос об этом. Я там же объяснил свое недоумение - и решил более не возвращаться к теме. Однако поскольку А
(
Read more... )
Comments 56
Reply
Reply
На эти же слова свт. Григория Богослова при для исповедания всеведения Христ поп лоти ссылалсиь также свт. Евлогий Александрийский и преп. Максим Исповедник.
Reply
Reply
Reply
У свт. Григория Нисского легко просматривается ведение Христа по плоти. Свт. Григорий комментировал в данном случае Лк.2,52 и понимал слова Апостола Луки только как указание на полноту человеческой природы Христа и при этом отрицал совершенствование Его человеческой природы. Думаю это серьёзный аргумент против агноитов.
Reply
Reply
У названных Отцов (особенно у св. Василия Великого), конечно гораздо больше свидетельств на тему ведения Христа, чем то, что я привел. Поэтому я старался собрать в первую очередь те, которые относятся непосредственно к теме знания Христом даты второго пришествия (а также те, которые назвал Чернявский). Впрочем приведенный Вами фрагмент из 43-го слова у меня тоже приводится (после фрагмента из слова 30).
С праздником!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Сакральные тексты подхватили чушь Пауэлла.
Reply
А в целом по проблеме: Христос по человечеству знал дату Второго Пришествия уже в яслях?
Reply
//в определенных случаях она могла попустить и человеческому уму Христа - не знать чего либо//
Как это могло работать на практике, если во Христе было одно самосознание? Иными словами, как человеческий ум мог не знать то, что было известно Логосу? В таком случае, получается раздвоенность сознания Христа.
Reply
Сознание (как и самосознание) - это энергия. Поскольку во Христе - два ряда энергий - то и два сознания (впрочем, не уверен, что этот термин корректно применять к Божеству). Во всяком случае можно говорить о человеческом сознании Христа, как не принадлежащем Божеству.
Reply
Не ясно, как это согласовать с тем, что во Христе есть лишь Один и Тот же осознающий Себя Субъект. Два самосознания (тем более, настолько разных) одного субъекта невозможны логически. Два самосознания означают двоих самосознающих.
Reply
Субъект один. Но один и тот же Субъект отдельно сознает себя как человека и, очень-очень грубо говоря отдельно сознает себя как Бога.
Впрочем, вопрос о самосознании в Троице - очень непростой. В некотором отношении ИМХО правильнее сказать, что самосознание Троицы - общее.
А если Христос не имеет человеческого самосознания - Он и не единосущен нам.
Reply
Leave a comment