Патрологические штудии библеистов или опять о неведении Христа.

Nov 30, 2016 02:36

В своем комментарии к диспуту о. Георгия Максимова и А.Г.Дунаева я обещал подробнее написать о «лапше, которую повесил на уши слушателям А.Л. Чернявский, переводчик литературы по новозаветной библеистике». В обсуждениях той записи мне задали вопрос об этом. Я там же объяснил свое недоумение - и решил более не возвращаться к теме. Однако поскольку А ( Read more... )

ведение Христа, consensus patrum, История Церкви

Leave a comment

sillenius December 3 2016, 12:19:16 UTC
Ещё слова свт. Григория Богослова против агноитской ереси и вообще против постепенного обожения Иисуса Христа по плоти.

1. "Если кто говорит, что Христос стал совершенен через дела и что Он, или по крещении, или по воскрешении из мертвых, удостоен усыновления (подобно как язычники допускают богов сопричтенных), да будет анафема, ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или совершенствуется, хотя и приписывается сие Христу (Лк.2:52), относительно к постепенному проявлению".
(Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария - первое)
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/poslaniy..

"И Христос, по сказанному, «преспевал» как «возрастом», так и «премудростью и благодатью» (Лк.2:52), не в том смысле, что получал в этом приращение (что могло стать совершеннее в Том, Кто совершенен с самого начала?), но в том смысле, что это открывалось и обнаруживалось в Нем постепенно. И добродетель Василия получила тогда, как думаю, не приращение, но больший круг действий, и при власти нашла она больше предметов, где показать себя".
(Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской)
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43

Reply

zloi_prepod December 3 2016, 22:20:31 UTC
Спаси Господи за цитаты!
У названных Отцов (особенно у св. Василия Великого), конечно гораздо больше свидетельств на тему ведения Христа, чем то, что я привел. Поэтому я старался собрать в первую очередь те, которые относятся непосредственно к теме знания Христом даты второго пришествия (а также те, которые назвал Чернявский). Впрочем приведенный Вами фрагмент из 43-го слова у меня тоже приводится (после фрагмента из слова 30).

С праздником!

Reply

ext_3899964 December 5 2016, 04:05:26 UTC
Спасибо за статью. Было бы интересно еще узнать мнения святых Иоанна Златоуста и Фотия по этому вопросу.

Reply

zloi_prepod December 5 2016, 21:41:52 UTC
Св. Иоанн Златоуст, несмотря на принадлежность антиохийской традиции считал Христа - знающим дату второго пришествия:

"Словами: ни ангели Христос удерживает учеников Своих, чтобы они не старались узнать того, чего не знают и сами ангелы; словами же: ни Сын - возбраняет им не только знать, но и спрашивать об этом. А что слова эти сказаны Им с этим именно намерением, узнай из того, как Он по воскресении с большею силою воспретил им любопытство, когда заметил, что они излишне предаются ему. Теперь указал на многие и бесчисленные признаки, а тогда сказал просто: несть ваше разумети времена и лета (Деян. I, 7). Потом, чтобы ученики не сказали: "мы недоумеваем, нас презирают, но мы не достойны этого", - Он говорит: яже Отец положи во Своей власти. Он очень заботился о том, чтобы учеников уважали, и чтобы не было скрыто от них ничего; но в этом случае предоставляет самому Отцу знать времена и сроки, дабы внушить страх к делу и воспретить им даже спрашивать о нем. Если бы это было не так, если бы в самом деле Сын Божий не знал этого, то когда же бы Он узнал? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца совершенно, - так же, как и Отец Сына, - а не знал об этом дне? Кроме того, Дух испытует и глубины Божия (1 Кор. II, 10), - а Сын будто бы не знал и времени суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого, - и мог не знать того, что гораздо менее важно? Если вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Иоан. I, 3), то как может быть, чтобы Он не знал этого дня? Тот, кто сотворил веки, сотворил без сомнения и времена; если же сотворил и времена, то сотворил и день: как же Ему не знать того дня, который Он сотворил?
Вы говорите, что знаете даже сущность Божию: Сын ли Божий не знает последнего дня, Сын, который беспрестанно пребывает в недрах Отца, - не смотря на то, что познание сущности гораздо важнее, нежели познание дней, бесконечно важнее? Каким же образом вы, присвояя себе большее, не уступаете меньшего Сыну, в немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. II, 3)? Но как ни вы не знаете того, в чем заключается сущность Божия, хотя весьма часто безумно утверждаете это, так и Сын не остается в неведении относительно этого дня, а напротив, совершенно знает его. Вот почему Он, сказав обо всем, означив времена, лета и приведши учеников Своих к самым дверям (именно сказал: близко, при дверях), умолчал о дне. Если о дне и часе ты спрашиваешь, не услышишь от меня ничего, говорит Он; если же вообще о времени и предварительных признаках, то, не скрывая ничего, скажу тебе все подробно. Что мне известен этот день, - на это Я представил много доказательств: сказал о расстоянии времени, о всех будущих событиях, и даже о том, сколько от настоящего времени осталось до того дня (это объясняет тебе причта о смоковнице), и таким образом довел тебя до самого преддверия. Если ж Я не отворил тебе дверей, то и это для твоей же пользы. Для большего же удостоверения в том, что Христос умолчал о дне кончины не по незнанию, обрати еще внимание на то, что Он к вышеуказанному знамению Своего пришествия присоединяет еще и другое: якоже бо беху во дни Ноя, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне прииде вода, и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческаго (ст. 38 и 39). Христос сказал это в доказательство того, что Он придет вдруг и неожиданно, когда большинство будет наслаждаться удовольствиями."
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/77

Относительно св. Фотия есть такой перевод:
https://vk.com/sacredtexts?w=wall-111677185_25767
Судить о его правильности не возьмусь.

Reply

andrew_larisa September 30 2019, 16:08:49 UTC
Да, посмотрел у св. Фотия "Аршавиру протоспафарию" - там говорится о неведении только в смысле природного свойства человеческого ума. Это вовсе не противоречит общеотеческому согласию: «Он и имел природу, которая не знала будущего, но, однако, она, ипостасно соединенная с Богом Словом, обладала знанием всего» (ТИПВ 36). Собственная мера Его человеческого ума - действительно и неложно - точно такая же, как и у всех людей, но не этой же мерой Христос знает всё, но только тем, что этот ум ипостасно соединен с божественным умом.
Кстати, А.И. Сидоров пишет, что неверно сочинение "О сектах" приписывать Леонтию Византийскому, а автор неизвестен, так что не работают оба послехалкидонских аргумента Чернявского - Поуэлла.

Reply

ext_3899964 December 5 2016, 04:26:11 UTC
Очень хорошая статья, мне тоже был интересен вопрос "неведения" Христа. Мнения, что Сын знает время второго пришествия придерживался и блж. Феофилакт Болгарский. Говорит же о Своем не знании только чтобы ученики не задавали лишних вопросов, ответы на которые им знать не полезно.
Привел как-то толкование блж. Феофилакта лжесвидетелям Иеговы - они задали вопрос: "Получается, что Господь обманул Своих учеников?" Как на это ответить?
Толкование св. Василия Великого об источнике ведения Сына в Отце от этого вопроса освобождает.

Reply


Leave a comment

Up