Писать про Фленово невероятно трудно. Во всяком случае - мне.
Там очень много того, о чем хочется рассказать, еще больше - показать, а еще больше - налюбоваться самой.
Я чахла, как Кощей над златом четыре месяца, периодически заглядывая в заветную папку с фотографиями и опять закрывая ее на время.
Так что не удивляйтесь обильной снежности на снимках: мы с мужем ездили во Фленово в январе.
Зато из солнечного мая очень приятно рассматривать эти фото, а потом бросать взгляд в открытое окно, где все цветет и колосится.
Сыграю на контрасте, так сказать.
Немножко заболтав читателя для начала, я плавно подвела его к предмету моего сегодняшнего рассказа. Мы будем говорить про Теремок.
И еще одно лирическое отступление.
Мы ездили во Фленово самостоятельно, экскурсию не брали, поэтому, чтобы понять что и к чему, я читала после поездки книгу Марии Клавдиевны Тенишевой «Впечатления моей жизни», к которой часто буду обращаться в рассказе.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева была одной из самых незаурядных женщин своего времени, «гордостью всей России».
Автор скульптуры - Людмила Ельчанинова.
Весьма значительные средства своего второго супруга она тратила на организацию художественных школ и студий (одной из них руководил Репин), мастерских прикладного искусства, на поддержку художников и издание журналов.
Сама Мария Клавдиевна была крупнейшим знатоком эмалей, а ее коллекция картин стала украшением Русского музея.
На фото - изделия из керамики княгини Тенишевой, 1900-е годы.
Эта была выдающаяся женщина, и о ней можно написать целую книгу.
Такое желание возникАло у ее современников. Тургенев в одном из разговоров признавался Тенишевой: «Эх, жаль, что я болен и раньше Вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал».
Предвидя такое намерение и у потомков, чтобы избежать, скажем так, некоторых неточностей о себе, книгу она написала сама.
Мария Клавдиевна всей душой любила русскую старину. А супруг ее, князь Вячеслав Николаевич Тенишев, промышленник и ученый-социолог, наоборот - ненавидел. Она раздражала его.
При жизни мужа, княгиня повсюду прятала свое собрание старинных вещей, заваливая чердаки и чуланы, и даже не знала толком, какими сокровищами она владеет.
Сейчас часть ее коллекции - экспонаты музея, созданного в «Теремке». Другая часть экспозиции - предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в талашкинских мастерских.
Как же я люблю забегать вперед! Еще про сам «Теремок» ничего не сказала.
Сергей Маковский, поэт, критик и организатор художественных выставок, сын живописца и портретиста Константина Маковского, писал: «Теремок - просторная двухэтажная изба со сложенным из кирпича основанием; она стоит на пологом холме, верстах в двух от усадьбы имения (в Талашкино - комментарий мой), огороженная частоколом;<…>
Кругом редкий ельник стройные, нежные-белые стволы берез, внизу открываются дали изрытых оврагами полей.
И веет древней сказочной былью от этого уголка. Черепичная крыша красивыми шатрами высоко поднимается над узорчатыми наличниками, расписными во многие цвета;
словно фантастические ожерелья, пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты, карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочные солнца, волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звезд, квадратов.
Некоторые детали восхищают своей неожиданностью, живописной простотой, смелым своеобразием композиции.
У них чувствуется особая, берендеевская красота, что-то донельзя восточнославянское, замысловатое, варварское и уютное».
Изба «Теремок» была построена по проекту художника Сергея Малютина в 1901-1902 годах. Хотя Сергей Малютин был «многостаночником» от искусства: он и архитектор, и художник, и сценограф, но его коньком была фантастическая, сложная, воздушная резьба по дереву.
Его творение в стиле русский модерн можно разглядывать бесконечно.
Возьмем хотя бы богато украшенное окошко на главном фасаде.
В центре - Жара-птица с хохолком, это любимый малютинский символ.
Рядом с «Теремком» выставлены двери, с такими же богатыми резными узорами, скорее всего от ворот.
Только представьте себе, что в подобном стиле было оформлено все Фленово: все постройки, мостики, столбики оград, ворота.
Но дерево - материал недолговечный, многое сегодня можно увидеть только на фотографиях.
Продолжение следует.
Первоначальная публикация в Школе путешественника.