Ключевой вопрос - относится ли Божественное всеведение и всемогущество только к нашей реальности или ко всем, в том числе к той, в которой Он Сам живёт. Ислам однозначно считает, что ко всем, а с христианством не всё так просто. По крайней мере, в "Кредо" ничего про другие реальности или вселенные не говорится: "Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого". Можно трактовать как "вообще всего видимого и невидимого", а можно - как "всего видимого и невидимого в нашем мире", раз уж в том же предложении есть отсылка к нашему небу и к нашей земле… И то, и другое толкование не противоречат Символу Веры, а значит, являются допустимыми для христианина.
Всемогущество в рамках нашего мира, нашей Вселенной, для нас ничем не отличается от всемогущества вообще, потому что мы не знаем, что может быть ещё (и может ли вообще быть что-нибудь ещё). Поэтому, называя Господа всемогущим, не требуется уточнять: "только у нас" или "в принципе". Внутри рамок нашей Вселенной эти понятия тождественны. А вот для Самого Господа - как знать?.. :)
Религия чем сильна? Ну, кроме того, что даёт человеку возможность надеяться там, где надежды, вроде, быть не может. Она использует слова обычной человеческой речи в весьма необычном смысле, блокируя таким образом любую возможность рациональной критики, пытающейся анализировать понятия и отношения между ними. Например, когда говорят "отец" в обычном смысле - тут всё понятно. Когда говорят "отец" о боге - бог его знает, как это понимать. То ли он какую-то общемировую мать оплодотворил, и таким образом создал мир, то ли его поведение по отношению к людям аналогично поведению отца по отношению к детям. Точно так же, когда мы говорим "мир" - мы подразумеваем материальный мир, а религия его разделяет на материальный и духовный, и слово "небо" в религии относится не столько к атмосфере земли или к космосу, сколько именно к этому невидимому духовному миру.
Вы замечательно попали в самую точку. Толковать можно как угодно, потому что значений море, а значит, толкований будет море в степени море :) Разве это не замечательно? :) А ещё можно прицепиться к чужому толкованию и на основе разногласия начать войну и оттяпать у соперника какую-нибудь шахту или рудник :) Здорово же! :)
Тут вы меня уели, у меня стаж только 30 лет :)
Ключевой вопрос - относится ли Божественное всеведение и всемогущество только к нашей реальности или ко всем, в том числе к той, в которой Он Сам живёт. Ислам однозначно считает, что ко всем, а с христианством не всё так просто. По крайней мере, в "Кредо" ничего про другие реальности или вселенные не говорится: "Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого". Можно трактовать как "вообще всего видимого и невидимого", а можно - как "всего видимого и невидимого в нашем мире", раз уж в том же предложении есть отсылка к нашему небу и к нашей земле… И то, и другое толкование не противоречат Символу Веры, а значит, являются допустимыми для христианина.
Всемогущество в рамках нашего мира, нашей Вселенной, для нас ничем не отличается от всемогущества вообще, потому что мы не знаем, что может быть ещё (и может ли вообще быть что-нибудь ещё). Поэтому, называя Господа всемогущим, не требуется уточнять: "только у нас" или "в принципе". Внутри рамок нашей Вселенной эти понятия тождественны. А вот для Самого Господа - как знать?.. :)
Reply
Она использует слова обычной человеческой речи в весьма необычном смысле, блокируя таким образом любую возможность рациональной критики, пытающейся анализировать понятия и отношения между ними. Например, когда говорят "отец" в обычном смысле - тут всё понятно. Когда говорят "отец" о боге - бог его знает, как это понимать. То ли он какую-то общемировую мать оплодотворил, и таким образом создал мир, то ли его поведение по отношению к людям аналогично поведению отца по отношению к детям. Точно так же, когда мы говорим "мир" - мы подразумеваем материальный мир, а религия его разделяет на материальный и духовный, и слово "небо" в религии относится не столько к атмосфере земли или к космосу, сколько именно к этому невидимому духовному миру.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment