про школьный апокалипсис

Oct 12, 2010 11:26

Итак: зачем современному человеку ходить в школу?
На последней конференции на мой любимый вопрос были предложены обычные ответы: "а как же?.. это социализация, без знаний никак (а они приобретаются только в школе), школа "учит учиться" и т.п. Группа более смелых ответов: "общество избавляется от детей в рабочее время, это удобно для родителей, привычка... "Ни одного (!) ответа "со стороны ученика". То есть реального ответа на вопрос. Ни одного. Случайно подвернувшийся молодой человек лет 12 (как по заказу)по имени Олег честно сказал: "не знаю"...
Да-да, вы не поверите, меня опять волнует эта тема.
Современному человеку все труднее понять, зачем ему школа. Знания? Да любой поисковик предоставит их быстрее и качественнее. Социализация? Любой назовет 2-3 места более естественных для социализации чем школа. Друзья? Намного приятнее дружить в клубе, во дворе и пр. И так далее.

Мы почти вплотную подошли к крушению современной школьной системы. Если еще 20 лет назад для человека было приемлемо объяснение типа: "кто плохо учится - становится дворником или проституткой (в зависимости фантазии родителей, пола и возраста), то сегодня абсурдность подобного заявления очевидна уже лет в семь.
Все, что касается детских мотиваций - тех самых, которые стыдливо обходят т.н. взрослые в своих определениях - требует серьезнейшего анализа. Ну сколько времени еще можно будет пользоваться "взрослой" силой для того, чтобы удерживать детей в школе вне их понимания? 5 лет? 7? 10? Мы готовы с легкостью выкинуть 10 (11,12) лет их - и своей - жизни, не давая себе труда понять, кому и зачем это нужно.
Именно поэтому детская революция снизу не просто возможна - она неизбежна. "Праздник непослушания" покажется нам кукольным спектаклем для малышей, когда одна за другой начнут лопаться школьные структуры. Уже начали. Разве нет?
Единственный ответ, который приемлем для современного человека: я хожу туда, чтобы понять себя, чтобы научится взаимодействовать с окружающим, чтобы обустроить мой мир. Есть другие варианты? Добавляйте... Только помните, что ответы сегодня могут быть сегодня только личными.
Как только мы начинаем исследовать мир вместо того, чтобы вбивать некие знания - все становится иначе. Правда. Мы проживаем это каждый день. Снова и снова. Если мы проверяем вместе с детьми, что и зачем мы делаем - все меняется. Если предоставляем выбор способа исследование - это становится личным исследованием каждого. Если я каждый день проверяю, что интересно и важно мне - у меня появляется право на взаимодействие с другими людьми. Вот такая вот альтернатива. Впрочем, это уже практическое изложение подхода - совсем другая история.
А еще - если интересно - просто спросите у детей. По честному. Без манипуляций. Ей-Богу, у них есть все ответы...

дети, Школа, образование, педагогика

Previous post Next post
Up