Лукавая линейка

Nov 16, 2011 07:30


Был ли советский период наиболее динамичным в истории нашей страны? Вот график, на первый взгляд, подтверждающий именно такой вывод. Это - сравнение душевых ВВП России/СССР и США за период с 1885 по 2008, рассчитать его можно по [1-4]. График взят у А.Илларионова, что само по себе многое объясняет, но речь не об этом. Действительно, сравнение приближения/удаления России к уровню страны-эталона кажется более релевантным поставленному вопросу, чем прямое сравнение темпов роста на разных интервалах.

Ведь различия в темпах по периодам могли определяться, кроме разной социальной организации, также, например, и разными темпами появления инноваций в разные периоды (в просторечье - «кондратьевскими циклами»), различиями в международной обстановке, заставлявшими в определенные периоды тратить больше ресурсов на подготовку и ведение войн, разной демографической нагрузкой на работоспособное население (относительным количеством детей и стариков) и т.п. Сравнение темпов экономического развития не во времени, а в пространстве должно вроде бы как-то нивелировать влияние этих факторов.

Если за дело взяться по-большевистски…

Из графика, на первый взгляд, вытекает, что царская Россия однозначно проигрывает соревнование советскому периоду. Не говоря уже о периоде рыночной трансформации после 1987 года, который проигрывает ему «с треском». Душевой ВВП Российской империи опустился с уровня 40% США в 1885 до 25% перед революцией.

К 1938 году этот разрыв снова сокращается почти до исходной точки 37-38%, и, взяв короткую паузу на военные действия, продолжает и дальше сокращаться, достигая минимума 42-43% к 1979 году. После чего следует «застой», который сторонники преимуществ социализма склонны объяснять отходом от канона, широким проникновением бацилл разложения и коррупции в незамутненные доселе воды социальной справедливости.

Принявшиеся за дело реформаторы Горбачев и Ельцин к началу 3-его тысячелетия низводят Россию до уровня 17-18% от США, где она раньше оказывалась лишь в пору военного лихолетья - в 1920 или 1943 гг. Последние более-менее надежные сопоставления за 2008 год оценивают соотношение душевых ВВП России и США снова на уровне советского максимума - 43%.

Но это - в ценах 2008 года, весьма благосклонных к России (дорогая нефть и прочие «традиционные» товары). А в той же структуре цен, для которой приведены предыдущие данные, оно лишь 29%. К тому же уровень душевого ВВП России в 1990 был в этой структуре цен на 13% выше среднесоюзного. Отставание от США за почти век после 1913 года не сократилось ни на миллиметр. Хотя тренды, существовавшие до 1979, и тем более 1938 года были многообещающими.

«На фоне Пушкина…»


Что не так в этой, казалось бы убедительной картине? Во-первых, динамика экономического роста страны, взятой за эталон. Вот сбоку график, основанный ради разнообразия источников на иных оценках [5]. Видно, что темпы развития США в период 1885-1913 вообще беспрецедентны. В сравнении с ними этот период проигрывает не только Россия, но и любая другая европейская страна. Причина проста - огромная норма сбережений в США, на которую еще и накладывается приток капитала из Европы. В итоге душевой ВВП в 1885-1913 году тут растет невиданным по тем временам темпом 1.7% в среднем за год, притом, что численность населения за этот период почти удваивается - с 56 млн. до 100.

На самом деле Россия тоже растет очень шустро. 1.4% в год на душу населения за 1900-13, при быстром росте населения и низкой норме внутренних сбережений - это не так плохо. К 1913 такой рост позволяет опередить по общему объему ВВП Францию (в расчете по золотому содержанию рубля), сокращает разрыв по душевому ВВП с Великобританией (с 28% в 1900 до 30% в 1913) и держит паритет с быстро набирающей обороты Германией (на уровне 40%, и в 1900, и в 1913). Так что если вместо России изобразить в сравнении с США в этот период любую европейскую страну, то увидим в лучшем случае ровно такаю же картину деградации. Примерно такой же будет результат, если сравнить все упомянутые страны с Китаем на интервале 1990-е-00-е годы.

Сбоку от глобального кризиса

В-вторых, достаточно быстрое восстановление паритета со США к 1938 году на уровне 1885 года явно зависело от двух обстоятельств. В США в это время - «вторая волна» Великой депрессии 30-х годов (отобравшей это славное имя у своей предшественницы - первой «великой депрессии» 1873-79 годов). В результате душевой ВВП США 1938 г. находится на уровне 16-летней давности, 1922 года. Но экономика СССР, хоть и тоже зацепленная мировым экономическим кризисом в 1931-33 годах, все же растет. И причина этого - не только в эффективном менеджменте.

Ведь главное последствие обвала в США в 1930 году - это крах мировой торговли и крушение валютно-финансовой системы. Во второй половине 1931 года практически все валюты становятся неконвертируемыми, исключая (еще на 1 год) лишь доллар и французский франк (так наз. «франк Пуанкаре», девальвированный в 1928 году в 5 раз по отношению к наполеоновскому «франку жерминаль», он сохранял золотое содержание до 1938). Для мира в целом - это было примерно то же самое, что для СССР распад соцсистемы и затем самого СССР. Экономика, вырванная из сложившихся хозяйственных связей, резко скукоживается.

Но для СССР это не так важно. Экономика автаркична. Ассортимент экспорта сводится к зерну, марганцевой руде, небольшому нефтеэкспорту, лесу, золоту и пушнине. Правда, из-за упавших цен на пшеницу «наше валютное положение может стать прямо отчаянным» (это пишет Сталин еще не проведенному в премьеры Молотову в конце лета 1930 года [6, стр. 55]). Поэтому после первой пятилетки, с ее «трансформационным спадом» (реально - 4 ¼ года, с ростом душевого ВВП в 1929-32 годах в среднем всего на 1% в год, причем 1932 - ниже 1930) в период 1933-38 следует весьма мощный рост (7.9% среднегодового прироста душевого ВВП), опирающийся на высокую, хотя и несколько снизившуюся по сравнению с концом первой пятилетки долю инвестиций в ВВП [7].

Военный урон экономике

То, что за следующие 40 лет душевой ВВП СССР по отношению к американскому так и не смог существенно превысить планку 1938-го (она же 1885-го) годов, советская пропаганда объясняла сокрушительными последствиями войны 1941-45 годов для экономики СССР. Однако статистика (это будет, в-третьих) говорит о другом. СССР выглядит наименее пострадавшей в результате войны крупной страной в восточном полушарии.

Душевой ВВП СССР в 1948 году превосходит уровень 1938 на 11.7%. Для сравнения - душевой ВВП Германии 1948 на 43% ниже, чем в 1938 (в сравнении с 1944 сокращение даже на 53%, что и понятно - в 1946-47 Германия пережила одну из крупнейших в новейшей истории гуманитарных катастроф), Японии - на 30%, Кореи - на 53%, Италии - на 7.6%.

Даже страны, считающиеся победителями, в сравнении с СССР выглядят хуже. Во Франции душевой ВВП 1948 года на 1.6 ниже, чем в 1938. Правда, в Великобритании больше, но лишь на 7.6%. И лишь США и нейтральные Швейцария и Швеция нарастили за это время производство на душу населения больше, чем СССР - на 48, 43 и 19% соответственно.

Причины столь благотворного влияния ВОВ на экономику СССР общеизвестны - это использование оборудования, специалистов и материальных ресурсов с оккупированных территорий Германии и Манчжурии, труда пленных, присоединение таких территорий, как Ю.Сахалин, довоенный экономический потенциал которого (заселенного 3 млн. японцев, депортированных в 1945; сорри, это моя грубая ошибка - всего там проживало и было депортировано лишь 391 тыс. японцев, корейцев, и коренного населения - айнов.) едва ли не превосходил экономику всего советского Дальнего Востока.

Однако в дальнейшем, как видно из графиков ниже, все упомянутые страны (кроме Великобритании) легко вернулись к довоенному соотношению со США и превзошли его. В то время как СССР-Россия в среднем за 125-летный период топчется вокруг «обменного курса» 2.5 русских=1 американцу по уровню ВВП, время от времени «девальвируя» этот курс в периоды войн, революций и перестроек, но затем возвращаясь к этому «потенциалу».



Список источников данных:

[1] Statistics on World Population, GDP and Per Capita GDP, 1-2008 AD.
Это база данных Angus’a Maddison’a, copyright, university of Groningen, используемая в данных расчетах по умолчанию, когда нет ссылок на иное (по ссылке скачается небольшой файл в Экселе).
Речь в базе данных Мэддисона идет, напомню, о ВВП в разных странах и за разные годы в так называемых долларах Гири-Хамиса - это когда вся производимая в стране продукция пересчитывается в американские цены (1990 года), в отличие от показателей ВВП, рассчитанных пересчетом национальных данных в доллары по обменному курсу (чуть позже они у нас тоже появляются, [5]).
В базе данные Мэдиссона, как может убедиться каждый, скачавший файл по ссылке, оценки душевого ВВП России-СССР в военные годы отсутствуют, и вообще до 1928 года этот ряд для нас представлен довольно фрагментарно. Пробелы закрываются следующими работами
[2] Andrei Markevich, Mark Harrison. Nov.2010. Great War, Civil War, and Recovery: Russia’s National Income, 1913 to 1928. данные к ней (pdf)
Подсчеты ВВП царской России 1885-1913, к которым по сей день нет претензий по качеству, содержатся в
[3] Gregory, Paul R. 1982. Russian National Income, 1885-1913. Cambridge. Cambridge University Press.
И наконец, в оценках всевозможных параметров военного периода, пожалуй, непревзойденный авторитет - Марк Харрисон, в частности
[4] Harrison, Mark. 1996. Accounting for War: Soviet Production, Employment, and the Defense Burden, 1940-1945. Cambridge, England: Cambridge University Press. Preview.
В итоге склеенная из этих 4 источников динамика душевого ВВП России-СССР выглядит вот так (график вырезан из [1], она же [M&H]):


[5] Matthew T. Jones, Maurice Obstfeld. Saving, Investment, and Gold: A Reassessment of Historical Current Account Data. http://www.nber.org/databases/jones-obstfeld/
В данном случае ВВП различных стран пересчитан в доллары не по ППС, как у Мэдисона и в других источниках из [1-4], а по золотому содержанию валют. Это имеет смысл лишь в период до 1913, пока действовала Парижская валютная система (золотомонетная), и отчасти в период действия золотодевизной системы (1925-31), установленной Генуэзской конференцией.
[6] Грегори, П. Политическая экономия сталинизма. М. РОССПЭН. 2008.
[7] Расчет по данным о реальных (в ценах 1932 г.) капитальным вложениям в СССР в 1928-1938, приведенным на рис. 4.4 в [6] и динамике ВВП из [1] в предположении, что доля расходов на инвестиции в 1928 году составляла 13% ВВП [6, стр.110] дает следующую динамику нормы валового накопления основного капитала:


[8] Economic Mobilization for World War II: an Overview. In The Economics of World War II: Six Great Powers in International Comparison, pp. 1-42. Edited by Mark Harrison. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. Postprint.
Отсюда взяты данные для 2-х графиков, которыми оканчивается текст. В свою очередь эти данные взяты из [1]

Из истории кризисов, Межстрановые сравнения

Up