Великая украинская стена и ее последствия для России

Jul 23, 2014 15:46

Правда, в следующем романе, в «Теллурии» (события середины 21 века) Владимир Сорокин говорит, что Западная стена так и осталась недостроенной. Разворовали ее по кирпичику, вот и стоит недостроенная, бурьяном заросшая, где-то под Смоленском.

Oriental Express в бурьяне

Обострение геополитических конфликтов зачастую приводит к массовому строительству таких стен, при котором рушатся привычные связи, на долгие десятилетия перегораживаются дороги. Великая китайская стена в этом ряду - далеко не единственная.

Сейчас мало кто помнит, что в самое мирное межвоенное время (1918-1939) «Восточный экспресс» Агаты Кристи ходил не только до Стамбула. Ходил гораздо дальше, по маршруту Лондон - Каир (две смены вагонов, первая - после Ла-Манша, вторая - после Босфора).
После Стамбула поезд останавливался в Анкаре. В Бейруте, в Хайфе, Тель-Авиве, страшно сказать, в Газе, в Суэце. Сектор Газа сейчас отгорожен стеной, а к северу от Хайфы еще можно найти рельсы, зарастающие бурьяном вот уже 65 лет (с 1947 года, когда, собственно, и прекратилось движение).

Что будет, если Украина, устав от надоевшей фильтрации наемников и оружия, полностью перекроет границы с Россией?
Хотя бы в Крыму и на Юго-востоке?

Крымский апокалипсис представить предельно просто. Для этого достаточно одного поворота рубильников Каховской ГЭС, Днепрогэса, ну еще Мелитопольской ГРЭС и поворота крана-задвижки Северо-Крымского канала.

Когда-то все поезда на юг России, в Закавказье шли с Курского вокзала, шли через Харьков.
Сейчас идти им особенно некуда. Из-за военных конфликтов давно отменены поезда Москва-Тегеран, Москва - Анкара, Москва - Батуми, Москва - Тбилиси, Москва - Ереван. Отменены и более мелкие поезда, состоящие из двух-трех прицепных вагонов: Москва - Цхалтубо, Москва - Цхинвали, Москва - Степанакерт.

Постсоветские военные конфликты ознаменовались тромбами (заграждениями, траншеями) на перегонах Сухуми - Очамчира, Гори - Цхинвали, Карс - Гюмри и многих других. Особенно их много на азербайджанско-армянских границах: перегоны Севан - Акстафа, Степанакерт - Кетелпараг, Ордубад - Горадиз, Армаш - Садарак, Кафан - Миндживан. Советские пограничные станции (построенные еще до 1917 года) Джульфа-Иранская и Гюмри (Ленинакан) оказались тупиковыми.

Многим памятен случай, когда милиционеры из Собинки во главе с замначальника РОВД Владимиром Виноградовым, отправлявшиеся на войну (в город Грозный), пересели на Курском вокзале с электрички Москва - Петушки на поезд Москва - Владикавказ. За незаконный провоз оружия милиционеры были арестованы украинскими пограничниками под Харьковым на станции Казачья Лопань.

Владимир Виноградов давно разоружился, стал мэром Собинки, потом подался в дальнобойщики, а вот поезда на юг (До Адлера, Кисловодска, Анапы, Новороссийска) с тех пор идут из Москвы в обход Харькова. Идут с Казанского вокзала, через Воронеж по наспех построенным там рельсам. Вокзал в Воронеже до сих пор - тупик, из которого нет выезда на юг, а транзитные поезда поезда останавливаются лишь у взлетно-посадочной полосы местного авиазавода (станция Придача).

Украина: последний транзит на Донбассе

Но ведь и эта линия проходит по территории Украины!
Что же будет, когда Украина полностью закроет там границу с Россией?


Так вот, часть пути из Воронежа в Ростов-на-Дону идет по украинской территории (от станции Кантемировка до станции Миллерово).
Станции Шелистовка и Зориновка полностью находятся на территории Украины. Далее дорога идет вдоль границы до станции Шептуховка.
Крупная узловая станции Чертково разделена границей ровно пополам, как та кухня, на которой родился герой Фернанделя в фильме «Закон есть закон». С востока от станционных путей - русская деревня Чертково. К западу от рельсов - украинский поселок Меловое.

Если границу полностью закроют, выходит, поезда в Сочи, в Кисловодск, Новороссийск и на крымский паром будут идти далеко в обход, через Волгоград, где контактная сеть отсутствует как класс, а дорога из Волгограда в сторону Сальских степей вообще однопутная. Поезда там идут медленно и на каждом разъезде ждут встречного. До Сочи будут добираться еще дольше, чем через Воронеж.

А до Симферополя?
Уже не двое, а трое суток - вместо девятнадцати часов, как было раньше!

Если кто-то думает, что я утрирую, напомню о «тихом» и почти незамеченном закрытии самой первой железной дороги Российской империи (тоже - из-за пограничных конфликтов).

Полоса отчуждения

Было это около двадцати лет назад. Речь идет об одной из двух самых первых дорог в России: Петербургско-Варшавской, которая строилась с 1851 года одновременно с Петербургско-Московской.

Дорога проходит через Латвию, Литву, Белоруссию. В РЖД не смогли договориться о «шенгенском транзите» в Гродно через Латвию и Литву (как на поездах, следующих в Калининград) - и вот уже двадцать лет как эта дорога закрыта. Ходят только местные (пригородные) поезда. Экспрессы «С.Петербург - Варшава», «С.Петербург - Берлин» идут теперь через дальний обход, через Оршу. Экспрессами их теперь можно назвать лишь с большой натяжкой.



ФОТО: на карте красным показаны закрыте и участки с разобранными рельсами, в том числе и закрытые участки на линии С.Петербург - Варшава. Синий цвет - дороги, на которых нет пассажирского движения (в том числе закрытая дорога Таллин - Рига - Варшава через Тильзит/Советск). Зеленый - закрытые участки, но еще не разобранные.

На фото - последняя на литовской территории станция Сярцинконис Петербургско-Варшавской дороги.



Как и соседнюю трассу (Москва-С.Петербург), император начертал линию по линейке:
- Быть по сему! - изрек Николай Романов (впрочем, на этот раз обошлось без двух николаевских пальцев).

Дорога идет по равнинной местности, но раз начертано, то и быть по сему!
Через один из небольших холмов прорыли… самый настоящий тоннель!
Вот как он выглядел, когда дорогу открывали (1862 год).



Вот как этот тоннель выглядит сейчас.



От этой линии есть еще ответвление на литовский курорт Друскининкай. Было несколько прицепных вагонов туда из Питера и Москвы. Рельсов там давно нет, полоса отчуждения (как называют территорию вдоль путей железнодорожники) заросла травкой.



фото: Друскининкай. Бывшая платформа бывшего вокзала. Вид на «полосу отчуждения» в сторону Петребургско-Варшавской дороги

Разрушение железнодорожной инфраструктуры, доставшейся нам в наследство от Российской империи, началось далеко не вчера. Еще в 1920 году (после войны Тухачевского с Пилсудским) перестали ходить поезда на линии Брест - Кёнигсберг. На русской пограничной станции Пруссише-Эйлау (нынешний Багратионовск) теперь ходят только местные электрички.

С 1945 года перестали ходить поезда на линии Таллин - Варшава, которая проходила кратчайшим путем через Тильзит, Гердауэн, Ригу. Сейчас пограничная станция Гердауэн перекрыта забором (город Железнодорожный в Калининградской области), а через «советский» Тильзит, который теперь так и зовётся - Советском, ходят лишь грузовые поезда.

Разрушение инфраструктуры продолжается. Нынешнее ее разрушение в результате войны, развязанной в Донбассе понаехавшими из Москвы Гиркиным и Бородаем, - это и есть тот медленный, но неотвратимый распад страны, которого так испугался Путин на вчерашнем заседании Совета безопасности.

Постскриптум: новый шелковый путь и система Talgo

Прошлый (2013) год ознаменовался двумя почти не замеченными, но любопытными событиями глобального мира.

Первое: линии метро в Стамбуле (на восточном и западном берегу Босфора) соединены в единую сеть.

Второе: практически завершена прокладка тоннеля между кавказскими селениями Каракале и Карзаки.

Первое событие - отнюдь не городского масштаба. С открытием тоннеля «Мармарай» под Босфором европейская железнодорожная сеть получает выход на азиатские просторы.



ФОТО: строительство тоннеля под Босфором (Стамбул)

Второе событие (тоннель между двумя селениями в Грузии и в Турции) восстанавливает Великий шелковый путь (или, как его сейчас называют, Iron Silk Way) по маршруту Стамбул - Тбилиси - Баку (далее - везде). Путь - в обход отгораживающейся от внешнего мира и погрязшей в пограничных конфликтах (с Грузией, с Украиной) путинской России.



ФОТО: новый шелковый путь в обход России (участок от Стамбула до Баку). Показан новый тоннель из Турции в Грузию и все закрытые перегоны на границах Армении и Азербайджана

Даже единственная примета внешнего мира в сорокинском «Дне опричника» (скоростная железная дорога «Париж - Гуанчжоу» с описанной в романе Оренбургской таможней и параллельная ей автострада) уходят в область фантастики.



Новый шелковый путь (Iron Silk Way) из Европы в Китай в обход России

Кстати, Россия осталась единственной страной на евразийском континенте, в которой нет пунктов безостановочного перехода с одной колеи на другую.

Такие пункты (система Talgo, появившаяся в начале 60-х годов прошлого года на Перинеях, на границе Франции (стефенсоновская колея, 1435 мм) и Испании (иберийская колея, 1668 мм) есть и на Великом шелковом пути (на границе Китая и Казахстана), на Украине (на линии Киев-Берлин, Киев - Варшава). Есть сейчас такая линия и в Литве, по маршруту Варшава - Рига - Таллин, которая теперь идет в обход закрытой от транзита «русской» Восточной Пруссии.

Русские поезда, идущие из Москвы в сторону Европы и в сторону Китая, ждут по три часа смены тележек при переходе с русской колеи на стефенсоновскую. А вот сквозные поезда на Дальний Восток через Харбин не ходят со времен конфликта на КВЖД, когда в 1932 году по указу императора Манчжоу-Го русскую колею в Манчжурии перешили на стефенсоновскую. Самое смешное: императора Манчжоу-Го, изолировавшего Россию от внешнего мира на востоке, звали император Пу.

Российская империя, Украина, Европа, Путин

Previous post Next post
Up