Библейские пророки - разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога слова предвозвещения будущего, наставления или утешения. В священной истории пророки упоминаются с ранних времен, Священное Писание пророками именует первых ветхозаветных патриархов Еноха, Ноя, Авраама, Иакова, Моисея.
В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля, наравне с царем и священником. Христос (а затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”.
Среди пророков особое место занимает святой Илия - самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя и за свою пламенную веру и рвение о Славе Божией взятый на небо живым в огненной колеснице. Пророк Илия одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии. Святого пророка Илию очень часто изображали на своих полотнах известные художники и иконописцы.
Мы не так давно были в музее Русской Иконы и видели там очень много образов Ильи-пророка. Главный сюжет, конечно, его огненное восхождение. Мало кого брали на небо живым!
Огненное восхождение пророка Илии, 1470-е годы, Новгород
По сюжетным иконам святого Илии интересно проследить весь его жизненный путь. Пророк появляется в Третьей Книге Царств, когда израильские цари отпали от почитания Истинного Бога и стали поклоняться идолам, развращая свой народ. При рождении Илии его отцу Соваку было видение, как благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения - ревностную борьбу за поклонение единому Богу.
Деятельность Илии относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена этого слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала ужасная засуха. Илия уходит на это время в пустыню. Там Господь не покидал своего верного последователя, принося ему радость и поручения через ангелов.
Лорд Фредерик Лейтон "Илия в пустыне", 1878 год
Галерея Уолкер, Ливерпуль, Великобритания
У Рубенса тоже есть сюжет на эту тему...
"Пророк Илия и ангел в пустыне", 1626-28 годы
Музей Бонна Байона, Леон, Франция
Илия, слушаясь Божьего повеления, направился к источнику Хорафа на востоке Палестины. Там он прожил около года. Святого кормили вороны, утром и вечером принося ему хлеб и мясо.
Джованни Джироламо Савольдо "Ворон, кормящий пророка Илию", ок. 1500 г.
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Когда источник высох, Господь приказал Илие идти на запад, в финикийское селение Сарепту близ города Сидона к бедной благочестивой вдове.
Бернардо Строцци "Пророк Илия и вдова из Сарепты", 1630-е
Музей истории искусств. Вена
За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы.
Джованни Ланфранко "Илия получает хлеб от вдовы из Сарепты", (1621-24)
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Здесь же пророк Илия совершил еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины. Согласно преданию этот спасенный мальчик - будущий пророк Иона.
Адриан Волков "Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовицы", 1854
Картинная галерея, Таганрог
На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву и бросил ему вызов: кто из них в силах остановить голод. Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный: чью жертву Господь примет огнем, тот и исповедует истинного Бога. Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и велел трижды все облить водой, чтобы еще более явно обнаружилось чудо Божие. И Господь услышал его немногословную пламенную молитву и сошел огнем, попалил и тельца, и жертвенник, и воду вокруг него. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал. Тогда по повелению пророка Илии все жрецы вредного культа были убиты. Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Илия опять скрылся в пустыне.
Побывав у горы Синай, он вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.
Илия был перенесен на небо, не изведав смерти. Он явился вместе со слугой и своим учеником Елисеем к реке Иордан, ударил по ней своей милотией (плащом) - воды расступились, и странники перешли по сухому дну. Тут явилась огненная колесница, запряженная крылатыми огненными конями, и поднявшийся вихрь понес Илью на небо. Это произошло в начале Четвертой Книги Царств.
Еще один образ Илии из Музея Русской Иконы
Огненное восхождение пророка Илии, конец 18 века
Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до ее Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии.
После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, связаны как с образом Перуна, так и с тем, что пророк Илия живым попал на небо в огненной колеснице.
Пророк Илия со сценами жития, 1819 год, музей Невьянской иконы