После смерти Соломона "золотой век" Израиля закончился, он разделился на два царства: Иудейское и Израильское. И до конца Третьей Книги мы будем наблюдать непрерывную вереницу Царей из этих двух монархий.
Разделение произошло, когда на престол взошел сын и преемник Соломона Ровоам. В первые же дни своего царства он навлёк на себя гнев народа, отказавшись снизить налоги, установившиеся при его отце. Ровоам не послушал совета старейшин услужить своему народу и выступил с гордым и глупым заявлением: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (3 Цар. 12:14).После этих слов вспыхнуло восстание. В итоге у Ровоама осталось только колено Иуды и половина колена Вениамина, в то время как десять северных колен основали новое Израильское царство и избрали себе царём Иеровоама I. Царство Иудейское равнялось теперь не более 1/4 владений Соломона.
Иеровоам, ставший основателем первой Израильской династии, был из колена Ефремова. В молодости он состоял на службе у Соломона в качестве смотрителя над рабочими из своего же колена. Он видел все тяготы, которые должен был нести народ для исполнения великих строительных проектов царя. Однажды пророк Ахия предсказал ему, что за домом Давидовым останутся только два колена, а он будет царем десяти северных колен, если проявит послушание воле Бога и будет следовать заповедям. Когда известие о пророчестве дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет, где пользовался покровительством фараона Шешонка (библ. Сусаким, правивший приблизительно в 946/943-922 годах до н. э., на чьей дочери был женат Соломон) и оставался там до самой смерти Соломона. После своего избрания первым царем нового Израильского царства, Иеровоам стал вовсю укреплять свои границы. Он боялся, что израильский народ будет ходить для жертвоприношений в Храм Соломона в Иерусалим, а там недолго и до объединением еврейского народа под властью царя Иудейского Ровоама. Поэтому Иеровоам предпринимает религиозную реформу: во-первых, священниками стали назначать не левитов; во-вторых, он отлил двух золотых тельцов и поставил их на противоположных концах своего царства, чтобы туда, а не в Иерусалимский Храм, ходил народ молиться.
Жан Оноре Фрагонар "Иеровоам, приносящий жертвы идолам", 1752 г.
Национальная школа изящных искусств, Париж
И еще одна картина на эту тему из нашего Эрмитажа
Гербрандт Янс ван ден Экхаут "Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле", 1656 год
И Иеровоам, и Ромоам нарушали весь период своего правления заветы Бога - молились другим богам, предавались разврату. На 5-м году царствования Ровоама случилось опустошительное нашествие египетского фараона Сусакима. Египтяне ограбили Иерусалимский Храм и царский дворец, забрав с собою все их сокровища, в том числе и знаменитые золотые щиты, сделанные Соломоном. Ровоам царствовал 18 лет, после него престол занял его сын Авия, который ходил во всех грехах отца своего. Авия воевал с новым Израильским царством и ему удалось захватить несколько городов и расширить границы Иудеи. Он царствовал около трех лет и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе. Аса, третий царь иудейский, взошел на престол на 20-м году царствования Иеровоама в Израиле и царствовал сорок один год. Он решил следовать во всем примеру своего великого прапрадеда Давида и приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. Аса является одним из немногих царей Иудеи, получивших «положительную» оценку.
В это время в Израильском царстве после смерти Иеровоама, который правил 22 года, на престол взошел сын его Нават. Он во всем последовал примеру своего отца и делал неугодное пред очами Господа. Поэтому его скоро постигло наказание Божие, и он пал жертвою военного заговора, составленного военачальником Ваасой, который убил царя, истребил весь дом Иеровоамов и сам сделался самозванным царем Израиля. Вааса был уже не из Ефремова колена, а из колена Иссахарова. Он возобновил войну против Иудейского царства и укрепил пограничную Раму, чтобы преградить своим подданным доступ в пределы Асы. Нашествие Ваасы было отражено, так как Аса попросил о помощи сирийского царя. Больше Вааса не предпринимал попыток завоевать Иудею и на двадцать четвёртом году правления скончался в своем дворце, оставив престол своему сыну Иле.
Четвертый израильский царь Ила царствовал всего 2 года, и на нем закончилась династия Ваасы. Он был убит своим рабом и по совместительству военачальником конницы Замврием. Замврий провозгласил себя царем и истребил весь дом Ваасы, но сам процарствовал лишь семь дней. Узнав, что народ, не признавая его, провозгласил себе царем другого военачальника Амврия, который во главе сильного войска подступил к Фирце и уже взял укрепления столицы, Замврий сжег себя и царский дворец. Но на этом политическая смута царства Израильского не закончилась. Рядом с Амврием претендентом на престол выступил некто Фамний, который увлек за собою половину народа, так что царство Израильское разделилось между собой, и первые 4 года было двоевластие. И только после смерти Фамния престол утвердился за Амврием, который и царствовал еще восемь лет. Он оставил Фирцу с ее сгоревшим дворцом и полуразрушенными стенами и построил для себя новую столицу, знаменитую Самарию. Но и в эту новую столицу он перенес старое нечестие и идолопоклонство своих предшественников и в этом отношении «поступал даже хуже всех, бывших пред ним».
Зло и безнравственность продолжились и при седьмом царе израильском Ахаве, сыне Амврия, который царствовал после него 22 года. Ахав имел слабую волю и всецело подчинился своей властолюбивой и высокомерной жене, финикиянке Иезавели. По её настоянию в Самарии построен был храм и жертвенник Ваалу, а также устроена дубрава для оргий в честь Астарты. При дворе заведён был целый штат служителей нового культа. Еврейской религии грозила полная гибель, если бы на её защиту не выступил пророк Илия.
Фредерик Лейтон "Иезавель и Ахав встретили Илию", 1863
Художественная галерея Скарборо, Норт-Йоркшир. Великобритания
В последние годы своего царствования Ахав был занят, главным образом, тремя войнами с сирийским царем Венададом. Две первые войны Ахав с успехом выиграл и пощадил смирившегося сирийского царя при условии возвращения всех отвоеванных им городов. Это необычайное содружество с врагом обетованной земли, которого он должен бы подвергнуть примерному наказанию для устрашения и других врагов ее, вызвало негодование пророков. Мир с Сирией продолжался в течение трех лет; но Венадад, по-видимому, не возвратил отвоеванных городов, вследствие чего стала неизбежною новая война. Ахав решил для обеспечения успеха в этой войне призвать на помощь Иосафата, царя иудейского, который еще раньше породнился с ним. В этой войне Ахав показал себя «во всей красе»: он снял с себя царское одеяние, чтобы не быть особенно заметным неприятелю, коварно предоставив одному Иосафату честь носить царские одежды во время сражения. Но несмотря на все предосторожности, Ахав был смертельно ранен стрелою из вражеского лука и скончался.
Иосафат, между тем, невредимым возвратился в Иерусалим, раскаиваясь в своем неразумном союзе с нечестивым царем. Вообще же Иосафат, сын Асы, был довольно-таки хорошим правителем. Он старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. Он царствовал около 25 лет и при нём Иудейское царство достигло высшей степени процветания.
Третья книга Царств заканчивается на том, что после смерти Иосафата в Иудейском царстве взошел на престол его сын Иорам. А в Израильском царстве на место убитого Ахава воцарился его сын Охозия.