Пророк Елисей и его чудеса

May 23, 2019 13:38

В начале Четвертой книги Царств пророк Илия вознесся на небо, и на его место "заступает" ученик и ревностный последователь Илии - Елисей. Елисей сподобился быть единственным свидетелем вознесения Илии на небо; он пророчествовал и творил чудеса более 65 лет при шести израильских царях. И вот странное дело - количество чудес Елисея в несколько раз превышает чудеса Илии, а его известность и народная любовь почему-то не такая, как у пророка Ильи. В чем же дело? Я вот, например, до чтения Четвертой книги Царств даже и не знала, что был такой пророк. А имя Елисей ассоциировала только со сказками Пушкина, и оно казалось мне таким вполне с одной стороны древнерусским, с другой - чудилось что-то от Одиссея. А вот с Библией же не было совершенно никаких ассоциаций, и икон этого пророка как-то я никогда не встречала...
Дочитала вот главы о его житии в Четвертой книге и пока никак не могу проникнуться к нему сильной симпатией... Если Илия служил Богу, как дышал, Елисей, на мой взгляд, слишком старался быть не хуже Ильи. Он постоянно что-то доказывал... И все его первые чудеса как будто копируют чудеса Илии: и реку Иордан он также посуху перешел среди расступившихся вод, и масло у некой вдовы в сосудах умножил, как когда-то Илия умножил масло и муку у другой вдовы, и сына одной несчастной женщины воскресил! Ну вот точно под копирку же!
Еще меня немного удивила просьба Елисея в самом начале его духовного пути: на вопрос Илии, что бы он хотел, чтобы было сделано ему, прежде чем учитель будет взят от него, Елисей ответил, что хотел бы вдвойне получить духа, который имеет Илия. Такая просьба смутила пророка Илию и он ответил, что "трудного ты просишь"... Илия не знал, захочет ли Бог удовлетворить такую просьбу, и потому рассудил, что если Елисею дано будет увидеть, как он, Илия, взят будет с земли, то это явится знаком благоприятного ответа свыше.
Елисею это было дано, лишь он один наблюдал вознесение Илии на небо.

Джузеппе Анджели "Илия и огненная колесница", 1740-55
Национальная галерея искусств, Вашингтон




В наследство от Илии Елисей получил плащ (милоть), который считался видимым знаком наследия вещего духа. Чтобы проверить, точно ли милость Божия сошла на него, Елисей рассекает воды Иордана с помощью плаща, как раньше это делал сам Илия. Получилось! Потом он проверил свои новые силы еще одним чудом: очистил иерихонский источник и даровал местным жителям надежду и жизнь.
Ну, а третий поступок Елисея на своем пророческом пути не то что смущает, а просто сбивает с ног...
И пошел он [Елисей] оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка (4 Цар. 2:23-24)

Гюстав Доре "Дети, уничтоженные медведицами", 1866 г.
гравюра по дереву



Конечно, такая сцена с несообразностью проступка и наказания смутит любого, поэтому веками её пытались как-то объяснить.
Наша церковь чаще всего объясняет, что это не пророк наказал детей, он только лишь выразил волю Божью. Это Бог послал им такую смерть, как наказание за грехи родителей и жителей этого города, за их нечестие, за их отвержение и поношение Бога истинного. Это Божие вразумление.
Многие считают, что это метафора, ведь библейские тексты несут в себе сугубо иносказательный смысл, и, не являясь документальным отражением реальных событий, включены в Священное Писание исключительно в воспитательных целях. И в данном случае смерть детей является лишь изображением нравственной гибели тех, кто попирает установленные Богом заповеди, среди которых важное место отведено почитанию старших. Вообще трудно представить, как могли 2 медведицы растерзать 42 человека, ведь как только они выбежали из леса, толпа кинулась врассыпную - попробуй догони! Так что некоторые считают, что такое количество - 42 - имеет какое-то особое значение... (Две медведицы - это два Завета, а 42 ребенка - это лживые учения, 42 египетских бога: в Книге Мертвых написано, что на смертном суде людям нужно будет нести ответ за свои 42 смертных грехах перед 42 богами)
Некоторые пытаются "копнуть" перевод: что выражение "малые дети" переведено не правильно, что можно также перевести "ребята, юноши, слуги". Медведицы растерзали 42 «из них», что указывает на то, что их было больше, чем 42. Значит, это была не маленькая группа детей, а, скорее, большая толпа молодых людей, которые собрались с целью осмеяния пророка Божия. На основании грамматической формы, употребленной в стихе 23, представляется вероятным, что они кричали: "ступай наверх, плешивый!" (именно так передано это место в англ. тексте Библии). Другими словами, они "предлагали" Елисею - если он такой же великий пророк, как Илия, - подняться вслед за ним в небеса. А злы они были на то, что Елисей лишил их заработка водовозов: исцелил источник. В слове "плешивый" мог содержаться намек на заболевание проказой: страдавшие ею должны были бриться наголо, и в обществе их считали отверженными. Между прочим, мужчины в Израиле обычно покрывали головы, так что, скорее всего дразнившие Елисея "плешивым" не могли знать, действительно ли он таков. Так что для них это было лишь способом выразить презрение пророку Божьему. Либо подчеркнуть, что Илия-то был как раз излишне волосат, а этот, наоборот, плешив...

Вознесение Илии и осмеяние Елисея, 1463 г.
французский манускрипт (Ms Douce 336), Бодлианская библиотека, Оксфорд



Итак, эта история не о том, как две медведицы растерзали детей, которые смеялись над лысым человеком, а о том, как наказана была толпа юношей кощунственным способом восставших против Божия пророка.
Есть еще объяснение, что поносящая Елисея толпа так шумела, что нарушила покой медведиц (возможно с медвежатами), они выбежали из леса и всех растерзали. А Елисей вообще тут не при чем.
Некоторые толкователи говорят, что в той части страны, где происходит действие, вообще никакие медведи не водятся, да и лесов особо нет. Известны также толкования знаменитых мудрецов талмуда Рава и Шмуэля. Один говорит "Было чудо", а другой "Было чудо внутри чуда". Тот, кто говорит, что было чудо, говорит, что лес там был, но медведей не было, и они появились чудесным образом. А тот, кто говорит, что было чудо внутри чуда, говорит, что не было ни леса ни медведей, и медведи чудесным образом появились из несуществующего чудесного леса.
Это выражение "Ни леса ни медведей" вошло в поговорку, и в современном иврите её употребляют, когда хотят сказать "да ничего подобного!" или "я не я, и лошадь не моя".
Вот такая история... Я пока не знаю, как её трактовать. Думаю, что всё же метафора, но осадочек остался...
Попался даже современный демотиватор на эту тему...



Вот полный список чудес Пророка Елисея:

1. Переход через реку Иордан среди расступившихся вод по обе стороны от него. (4 Цар. 2:14)

2. Исцеление отравленной речной воды с помощью шепотки соли. (4 Цар. 2:21)

3. Умерщвление сорока двух детей(?) двумя медведицами по слову проклятия, изреченного пророком на насмешников. (4 Цар. 2:23-24)

4. Сверхъестественное наполнение пустых сосудов маслом для бедной вдовы. (4 Цар. 4:3-6)

5. Появление беременности по слову Елисея у бесплодной богатой женщины (сонамитянки), приютившей пророка. (4 Цар. 4:16-17)

6. Воскрешение умершего сына сонамитянки. (4 Цар. 4:32-37)

Богатая сонамитянка подобно Саре, которая родила Исаака по обетованию Божью, тоже родила сына (см. предыдущее чудо). По прошествии нескольких лет ребенок отправился в дни жатвы к отцу своему на поле. Стояла сильная жара, и у мальчика внезапно разболелась голова. Его отнесли домой, к матери. Но, вероятно, у ребенка случился солнечный удар, и через несколько часов он умер. Мысли матери немедленно обратились к Елисею: только он мог помочь ей. Поэтому она отправилась со своим слугой к пророку. Узнав о горе сонамитянки Елисей послал сначала своего слугу Гиезия с посохом своим (символом своей власти как пророка Господнего), велев ему положить посох на лице ребенка. Возможно, Елисей не исключал, что Бог явит Свою силу и в случае, если посохом воспользуется его слуга. Либо хотел показать, что чудеса может совершать только он, Елисей. И у Гиезия, конечно же, ничего не получилось. Убитая горем мать сказала, что не отступится от Елисея, пока он не пойдет с нею.

Гербрандт Ван Дер Экхаут "Пророк Елисей и сонамитянка", 1664
Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия



Тогда Елисей идет и совершает чудо. Сцена воскрешения Елисеем умершего ребенка очень напоминает сцену воскрешения Илией сына сарептской вдовы. Когда я в прошлом посте писала об этом эпизоде с Илией, в качестве иллюстрации поставила следующую картину Павла Плешанова, которая в интернете называется то "Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдоы", то "Пророк Елисей, воскрешающий сына Сарептской вдовицы" (именно так стоит в Википедии), то есть путаница налицо. Путают и пророков и местность на букву С - Сонам и Сарепта. Так что мне пришлось убирать эту картину из прошлого поста и переносить сюда. Вроде бы её правильное название "Пророк Елисей, воскрешающий сына вдовицы". Но эта женщина отнюдь не вдовица, у нее есть муж. Ошибся сам художник? Вряд ли... В 19 веке знали Библию назубок. Так что прям хочется поехать в Русский музей и выяснить точно название)) Если, конечно, картина не в запасниках....

Павел Плешанов "Пророк Елисей, воскрешающий сына вдовицы", 1854 г.
Государственный Русский музей, СПб



Итак, чудо воскрешения мальчика Елисеем повторяет чудо Илии, но отнюдь не идентично ему. Эта история рассказывается с большими подробностями: Елисей остался в горнице наедине с умершим, он даже запер за собою дверь. Святой возлёг на тело умершего и, прильнув своими устами к его губам, вдохнул в него жизнь. Принято считать, что эта сцена является прообразом того, как в будущем Иисус Христос вдохнул вечную жизнь в умерщвлённый грехом род людской.

Фредерик Лейтон "Елисей воскрешает сына сунамитянки", 1881 год
Дом-музей Лейтона, Лондон



Так что, получается, что на картине Плешанова всё же пророк Илия, чудо которого происходило при свидетелях. Хотя, возможно он изобразил момент, когда воскрешение уже свершилось и Елисей позвал всех в горницу...

7. Обезвреживание отравленной похлебки с помощью горсти муки. (4 Цар. 4:39-41)

Джорджо Вазари "Пророк Елисей", 1566 год
Галерея Уффици, Флоренция



8. Умножение хлебного начатка из двадцати ячменных хлебцов и сырых зерен в шелухе для накормления сотни людей. (4Цар. 4:42-44)

9. Исцеление Неемана, военачальника царя Сирийского от проказы по слову пророка (4 Цар. 5:14)

Суть этого чуда не только в излечении Неемана от проказы, но и в том, что язычник Нееман после выздоровления пришел к вере в Бога Израилева.
После своего чудесного излечения сирийский военачальник хотел отблагодарить Елисея, но тот не взял у него предложенных богатых даров. Тогда слуга пророка Гиезий догнал уезжавшего Неемана и сообщил ему, будто Елисей передумал и просит дать ему талант серебра и две перемены одежд. Поверив Гиезию, обрадованный Нееман упросил его взять два таланта серебра и две перемены одежд. Спрятав дары, слуга пришел к Елисею, который видел своего слугу насквозь. Разгневанный пророк заявил Гиезию: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек».

Якобс Ламберт "Елисей упрекает Гиезия", 1629
Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер, Германия



10. Сверхъестественное всплытие со дна реки тяжелого топора при бросании Елисеем куска дерева в воду. (4 Цар. 6:5-7)

11. Поражение слепотою многочисленного войска Сирийского по слову пророка Елисея. (4 Цар. 6:18)

12. Воскрешение мертвеца, тело которого при погребении случайно коснулось костей Елисея, захороненных во гробе. (4 Цар. 13:21)

Елисей и после смерти своей совершил чудеса. Вероятно, похоронили пророка, как хоронили в древности большинство израильтян: в пещере, или могиле, выбитой в скале, обернув тело в льняную ткань (на страницах Библии такие могилы чаще всего называются "гробами"). Через год после его смерти мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он, при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги свои.
Вот такой вот пророк... На небо его живым не взяли, преемника он себе тоже не завел, был вот Гиезий у него, но как-то не сложилось, какой из Гиезия преемник - корыстный обманщик просто... Зато много чудес совершил Елисей и служитель Богу был ревностный. Пока писала этот огромный пост, прониклась-таки симпатией к нему. Кажется, ни одному персонажу в Ветхом Завете я не посвящала столько текста)) Теперь в музеях и на выставках буду выискивать его иконы))

пророки, попытка объяснить

Previous post Next post
Up