Книга Есфирь читается довольно увлекательно, особенно в сравнении с предыдущими несколькими книгами, Паралепоменонами, например.
Итак, однажды персидский царь Артаксеркс устроил богатый семидневный пир для своих подданных. Когда все были уже в совершенном угаре, на седьмой день пира, царь стал хвастаться перед гостями красотой своей жены. А чтобы гости не усомнились в этом, приказал евнухам привести жену к ним немедленно. Царица Астинь в это время устроила на своей половине девичник - отдельный пир для женщин. Когда евнухи пришли за ней, ее покоробило, что царь не зовет ее сам, а прислал каких-то евнухов, и отказалась идти. Видимо, поняла, что там ее там ожидает с пьяными гостями...
Эдвин Лонгсден Лонг "Астинь отказывается явиться на зов царя", 1878
Музей и галерея Университета Боба Джонса, Южная Каролина
Артаксеркса, конечно, это сильно задело, да еще и подданные подвякивали, что, вот мол, наши жены прознают про такое и перестанут нас слушаться тоже, нельзя это спустить с рук Астини. В общем, царь даже стал советоваться со своими мудрецами, как ему лучше поступить со своей непокорной царицей. В итоге решили лишить Астинь всех титулов и выгнать из дворца. Ну, а царю найти себе другую жену...
Марк Шагал "Артаксеркс прогоняет Астинь", 1960
Национальный музей Библейского послания Марка Шагала, Ницца
Царица Астинь считается чуть ли не первой феминисткой в истории. Гарриет Бичер-Стоу назвала её поступок «первым выступлением в защиту женских прав».
Как сложилась дальнейшая судьба Астинь после того, как Артаксеркс лишил ее царского сана и выгнал, увы, не известно...
Филиппино Липпи младший "Царица Астинь покидает Сузы", 1480 г.
Музей Хорна, Флоренция
Артаксеркс еще на всякий случай разослал по всему своему царству указ на всех языках империи, гласивший: «Пусть мужчина будет господином в своем доме». А вместе с указом и объявление о том, что при дворе открылась вакансия царицы.
При дворе царя служил привратником скромный благочестивый иудей Мардохей. Однажды он даже спас царю жизнь, предупредив придворный заговор, за что его имя было занесено на страницы царской летописи. Мардохей был бездетный, но он воспитал свою племянницу, сироту Эсфирь, как родную дочь. Точнее по-еврейски ее звали Гадасса, персидское имя Эсфирь она получит позже. Гадасса была очень хороша собой, и Мардохей привел ее во дворец для участия в конкурсе.
Франсуа Леон Бенувиль "Эсфирь", 1844 г.
Музей изящных искусств, город По, Франция
Конкурсы красоты в те времена проходили довольно неспешно: в течение полугода красавицы натирались всяческими маслами и благовониями, а потом их посылали к царю на одну ночь. В общем, как вы можете догадаться, победила в итоге Гадасса, которой царь дал почетное имя Эсфирь - «звезда».
Теодор Шассерио "Туалет Эсфири", 1841 г.
Лувр, Париж
Эсфирь, кстати, особо не распространялась, что она еврейка, и что Мардохей её дядя. Но всё же такое возвышение иудейского народа вызвало крайнюю ненависть и злобу у некоторых придворных и особенно некоего Амана, которого сильно раздражало, что когда он входил во дворец все ему кланялись, а Мардохей нет. Этот Аман решил уничтожить непокорного Мардохея и заодно всех евреев. Аман занимал высокую должность при царе и был его любимчиком. Поэтому, когда он стал нашептывать Артаксерксу про один дерзкий народ, который не слушается царских указов, царь подпал под его влияние и дал Аману зеленый свет действовать. Были написаны сотни писем во все концы империи о том, что евреев надо планомерно уничтожить. Это всё очень напоминает Холокост 20 века, даже удивительно. Но для древних евреев всё закончилось хорошо. Мардохей узнал о царском указе и поговорил с Эсфирью, чтобы она заступилась за свой народ.
Арент де Гелдер "Эсфирь и Мардохей", 1675 г.
Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес
Эсфирь надела лучшие одежды и пришла к Артаксерксу во всем блеске своей красоты, но без приглашения. Это по строгому придворному этикету было запрещено и можно было даже жизни за такое лишиться.
Джон Эверетт Милле "Эсфирь", 1865 г.
Частная коллекция
Царь восседал на троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха даже потеряла сознание, но царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом, что означало ее неприкосновенность.
Артемизия Джентилески "Эсфирь перед Артаксерксом", ок. 1630 г.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Когда царица поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором, и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа (при этом упомянув, что Мардохей, которого Аман хочет повесить на дереве, вообще-то однажды спас царю жизнь), Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и разрешил им расправиться со своими врагами. Амана сразу же повесили на том же дереве, где он планировал повесить Мардохея. Евреи ликовали и умертвили семьдесят пять тысяч человек, убивая целыми семьями. В память о подвига Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пурим (от слова "пур" - жребий, который бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления евреев).
Дирк Диркс Сантворт "Эсфирь представляет Артаксерксу Мардохея", 1632,
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва
Мардохей разослал письма всем иудеям, ближним и дальним, в которых обязал их соблюдать четырнадцатый и пятнадцатый день месяца адара из года в год, как месяц, в который печаль их обратилась в радость и скорбь в праздник, - отмечать их как дни пира и веселья, посылки даров друг другу и подарков бедным. С тех пор вот уже две с половиной тысячи лет евреи отмечают Пурим весельем, костюмированными представлениями истории Эстер, карнавальными шествиями, подарками, сладостями, маленькими сладкими пирожками под названием «уши Амана».