Автором книги считается Неемия, соратник Ездры и еврейский наместник Иудеи под властью Персии (V век до н.э.) В Вульгате эта книги именуется Второй книгой Ездры. Она продолжает начатую в книге Ездры хронику восстановления Иерусалима после возвращения евреев из вавилонского плена.
Книга написана от первого лица, и читать такое в Библии довольно необычно: В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. (1 Неем. 1:1)
Итак, Неемия служил в Сузах (современный Иран) виночерпием при дворе персидского царя Артаксеркса I . После того, как Неемия узнал от одного еврея о плачевном положении Иудеи, он попросил царя отпустить его туда наместником, и царь согласился.
Несмотря на то, что в Иерусалиме уже действовал второй Храм, построенный первыми возвращенцами из плена, сам город являл собой груду развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Религиозное рвение еврейского народа давно угасло. Неемия первым делом решил восстановить стены города. Он распределил участки стен для строительства по семьям, и жители города с воодушевлением принялись за дело.
Гюстав Доре "Неемия у стен Иерусалима", 1866 г.
гравюра по дереву
Работа велась днем и ночью. Враждебные иудеям племена всячески старались им помешать. Тогда Неемия создал военные отряды для охраны строительных работ. В итоге городские стены были построены за 52 дня. Теперь иноземцам был категорически запрещен доступ в город, чтобы у евреев не было соблазна вступать в общение с поклонниками чужих богов.
Затем Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание Храма. Богачам он велел поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов.
Собрав весь народ на площади, Ездра и Неемия огласили им «закон Моисеев». Чтения священных книг продолжались 7 дней без перерыва.
Заканчивается книга массовым покаяние в отступлениях от Завета евреев с Богом, завершающееся обязательством соблюдать заповеди.