Жил-был на свете Иов, величайший праведник и образец веры. Он был непорочен, справедлив и богобоязнен (Иов. 1:1). У него было семь сыновей и три дочери, все семейство было очень преуспевающим и счастливым. И вот однажды сатана стал доказывать Всевышнему, что Иов праведен и богобоязнен только ради своего богатства и земного счастья, и что с потерей всего этого он перестанет благословлять и славословить Бога. Всевышний был уверен, что это не так, но согласился на эксперимент. Иов должен был испытать все бедствия и горечи земной жизни. И сатана стал наносить ему один за другим страшные удары, лишая Иова всего богатства, всех слуг, а потом и всех детей. Иов устоял. Тогда сатана решил испытать праведника дальше и поразил его страшной проказой, которая считалась самой омерзительною болезнью на востоке. Из-за проказы Иов должен был удалиться за пределы города, и там, скобля черепком струпья на своем теле, он сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него, и даже жена презрительно говорила ему: «Ты все еще тверд в непорочности своей? Похули Бога и умри» (Иов. 2:9). Но Иов ответил ей: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10)
Жорж де Латур "Осмеяние Иова женой", 1625 г.
Музей древнего и современного искусства, Эпиналь, Франция
О несчастии Иова услышали его друзья Елифаз, Вилдад и Софар, они пришли к нему и увидев его, зарыдали от ужаса. И тут начинается какой-то бесконечный диалог Иова со своими друзьями. Он им рассказывает, какой он несчастный и как ему ни за что досталось от Бога. А друзья пытаются его утешать, уверяя, что Бог правосуден, и если Иов страдает, то страдает-таки за какие-нибудь согрешения, в которых должен покаяться. Но Иов, твердый в своей вере и сознавая свою невинность, отвергает обвинение в беззаконии и нечестии. И так продолжается очень долго. Друзья по очереди говорят свои речи, Иов упрекает их в ответ, что они терзают его своими обвинениями, и так по кругу - с третьей по 31 главу включительно, между прочим!
Илья Репин "Иов и его друзья" 1869 г.
Государственный Русский музей, СПб
В главе 32 появляется откуда ни возьмись еще четвертый товарищ, о котором прежде речь не шла, некто молодой Елиуй, он разгневан и мнением друзей, что Иов наказан за прегрешения, и оправданиями Иова, что Господь ошибся в своих карах, наказав безвинного. Елиуй вещает еще в течение 6 глав. И тут, наконец, из бури раздается глас Божий, укоряющий рассуждающих за желание проникнуть в непостижимые намерения Вседержителя. Указывая на чудеса Своей премудрости и силы, Он показывает, что значит быть ответственным за весь мир и поучает Иова, как безрассудно вступать в спор с Богом, изыскивать ясные причины, по которым всё идёт в мире, и желать постигнуть умысел Божий. Жребий человека есть благоговеть пред премудрым и всесильным Богом.
Уильям Блейк "Господь отвечал Иову из бури", 1806 г.
Библиотека и Музей Моргана, Манхэттен, Нью-Йорк
Так закончилось испытание Иова, Бог исцелил его от болезни и обогатил вдвое больше прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он снова сделался счастливейшим патриархом счастливой семьи.
Книга Иова считается самой древней в Ветхом завете, она идет после книги Эсфирь, но по временным рамкам относится еще ко времени до Моисея.
Книгу Иова называют не имеющей себе равных в мировой литературе древности. По своему содержанию она достигает вершин религиозной мысли, а по форме написана высокопоэтическим языком и читается как поэма. Существует огромное количество исследований и толкований этой книги. Художники так же часто обращались к образам книги Иова, как и богословы.
Одной из вершин изобразительного искусства эпохи романтизма стали иллюстрации к Книге Иова английского художника и поэта Уильяма Блейка (1757-1827). Блейк по-своему понимал историю Иова, считая, что поначалу он следовал только букве, а не духу законов Божьих, поэтому и оказался в руках сатаны.
Мне бы хотелось тут привести акварель Блейка с изображением бегемота и левиафана. Ученые до сих пор спорят, о каких именно животных идет речь в книге Иова. В своей речи Всевышний упоминает еще и единорога, кстати.
Богословы разделяются во мнении относительно этих животных. Некоторые полагают, что и бегемот и левиафан - существа мифические. Хотя описаны они вполне анатомически конкретно.
По поводу того, что за животное названо тут "бегемотом", высказывалось множество предположений: от слона до гиппопотама (включая носорога и травоядного бронзотавра или динозавра). Больше всего данных говорит в пользу гиппопотама, хотя в описании смущает хвост, которым "бегемот" поворачивает … как кедром. Некоторые исследователи Библии были склонны думать, что речь идет не о хвосте, а о хоботе и, следовательно, не о гиппопотаме, а о слоне. В попытках идентифицировать левиафана исследователи чаще всего сходились на крокодиле, который потом породил скорей всего мифический образ дракона. В общем, оба этих существа символизируют силы зла, гордыни и хаоса, действующие в этом мире. Хотя бегемот вот лично у меня ни с каким злом не ассоциируется)))