Наверстываю упущенное в культурологическом плане за два ковидных года и прошлый год "нестояния", когда не хотелось никаких выставок-музеев и т.п. А в этом году я уже посетила выставку Игоря Грабаря в Третьяковке; интереснейшую выставку в Манеже к 100-летию со дня образования СССР; распиаренную "Сны Сибири" в историческом; шикарную экспозицию художественной галереи в Твери, а 1 мая решили отметить походом на выставку Петрова-Водкина, которая проходит до 13 июня в Музее Москвы. Причем там работы не только Петрова-Водкина, но и его лучшей ученицы Марии Ломакиной (до этой выставки имя художницы мне было не знакомо). Оказывается, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) более 10 лет преподавал в Петроградской Академии художеств, где ровно сто лет назад, в 1923 году, состоялась его встреча с приехавшей из Крыма учиться на монументальном отделении Марией Ломакиной (1896-1964).
Я люблю Петрова-Водкина с юных лет, на творчество его ученицы тоже было интересно посмотреть. Но в этой выставке мне не хватило объема - очень уж она небольшая, два зала всего... Критики записали ее в разряд интимно-лирических;) Видимо из-за размера и потому, что самых знаменитых картин Петрова-Водкина на выставке не было, Третьяковка дала лишь что-то из запасников, а его топовые работы - "Купание красного коня", "Петроградская мадонна" и прочее не дала (и я на нее не обижаюсь, нечего классные картины по выставкам трепать, тем более в одном городе)). Хотя основная петрово-водкинская коллекция в Русском музее хранится. Он прислал чуть больше Третьяковки, но тоже без топов... Ладно, будем наслаждаться интимно-лирическим, что ж;)
К.С. Петров-Водкин "Две" (1917). Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Вот Русский музей не зажилил знаменитый автопортрет 1918 года.
Купающегося красного коня, как я уже говорила, не было, но без парочки красных лошадок всё-таки не обошлось.
Открывает выставку икона Архангела Михаила верхом на крылатом красном коне - это один из источников вдохновения Кузьмы Сергеевича.
И в конце осмотра тоже красный конь, точнее его глаз - в исполнении нашего современника, внука художника Гелия Коржева.
Иван Коржев "Репродукция. Красный конь" (1990-е). Российская государственная художественная галерея, Севастополь
Еще один конь с выставки.
К.С. Петров-Водкин "Календарная стенка" (1924). ГМИИ
Я обожаю странные ракурсы и обратную перспективу Петрова-Водкина.
К.С. Петров-Водкин "Натюрморт на зеленом фоне" (1924). Севастопольский художественный музей
Этот портрет понравился мне больше всех.
Изначально было не известно, кто изображен на картине, и она хранилась в Вятском музее под названием «Голова девушки». Установить личность удалось после экспонирования данной работы в 1966 году в Государственном Русском музее в Ленинграде. Сама модель была на выставке, увидела свой портрет и обратилась к сотрудникам музея. Оказалось, что это дочь знакомых Петрова-Водкина, он написал картину, когда Рие, а точнее Ариадне Александровне Холоповой-Шмидт, было всего десять лет.
К.С. Петров-Водкин "Портрет Рии" (1915). Вятский художественный музей им. Васнецовых
А это немного нетипичный Петров-Водкин, написано во Франции, откуда Кузьма Сергеевич привез в Россию свою жену-парижанку, с которой душа в душу прожил всю жизнь.
К.С. Петров-Водкин "Вид музея Клюни в Париже" (1908). Русский музей, Санкт-Петербург
Кажется, с этой картиной у меня была в детстве марка (я собирала марки с живописью), возможно поэтому меня охватил перед ней какой-то внутренний трепет, дежа вю и еще какие-то смутные ощущения.
К.С. Петров-Водкин "После боя" (1923). Центральный музей Вооружённых сил РФ
Из необычного - Петров-Водкин в 1920-е годы занимался дизайном фарфора, на выставке представлена редкая чайная пара "Красные ромбики", Ленинградский фарфоровый завод
Картины учителя и ученицы развешаны вперемежку, забавно было угадывать, Петров-Водкин это или Ломакина)) После учебы у мастера в работах Марии Ломакиной чувствуется его явное влияние.
М.В. Ломакина "Автопортрет в розовой косынке" (1928). Русский музей, Санкт-Петербург
М.В. Ломакина "Сбор винограда" (1927). Государственная Третьяковская Галерея
Здесь я ставила на Петрова-Водкина, но нет;)
М.В. Ломакина "Работница" (1927). Собрание "Галеев-Галерея", Москва
После того, как Мария в начале 30-х вышла замуж за скульптура Алексея Петрова из Загорска (нынешний Сергиев Посад) и переехала к нему, авангард в ее работах встречается всё реже. В Загорске она занималась разработкой образцов игрушек для научно-экспериментального института игрушек и преподавала в художественно-промышленном училище теорию рисунка. Картины того периода в основном - лиричные пейзажи и милые бытовые зарисовки.
М.В. Ломакина "Зосимовская церковь" (1945). Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Выдержки из дневников Марии Ломакиной об искусстве меня очень тронули. Несмотря на непростой быт, отсутствие денег на рамы и холсты, Мария старалась видеть вокруг себя красоту и запечатлевать ее.
М.В. Ломакина "Интерьер с Рыжиком и башмаками", 1959. Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим"
Второй зал посвящен крымскому периоду художников. Собственно, выставка и называется "ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым". Мария Ломакина здесь родилась и жила до 30-х годов. Петров-Водкин часто приезжал в Крым для работы и на лечение. Он был знаком с Максимиллианом Волошиным и в сентябре 1927 года приехал с семьей погостить к нему в Коктебель. Через несколько дней после их приезда случилось страшное по своей разрушительной силе крымское землетрясение. Художник решил остаться, хотя Крым продолжало еще потряхивать, и написать свой "Последний день Помпеи". Жене и дочке он сказал: «Останемся здесь. Это такое событие, которое может не повториться в нашей жизни».
К.С. Петров-Водкин "Землетрясение в Крыму", 1927-1928. Русский музей, Санкт-Петербург
Художник написал также портрет Волошина. Правда, Максу картина не понравилась. Он говорил, что это его худшее изображение. Может, ему не понравилось, что Петров-Водкин изобразил его со слезами на глазах...
К.С. Петров-Водкин "Портрет М.А. Волошина" (1927). Дом-музей М.А. Волошина, Коктебель
В данной выставке приняли участие 25 региональных музеев. И я была сильно удивлена, увидев в списке Белгород. Белгородский художественный музей один из самых молодых в стране, он был создан в 1983 году, и его экспозиция состоит в основном из местных художников. Откуда там было взяться нескольким картинам Марии Ломакиной, которые музей прислал на выставку, для меня было полной загадкой. Но я провела интернет-расследование, и выяснилось, что дед Марии Гавриил Якимович Ломакин - уроженец Белгородской губернии. Он бы крепостным графа Шереметьева в его вотчине в Борисовке и оказался талантливым композитором и хоровым дирижером. В 1838 году Гавриил Ломакин получил вольную и стал главным учителем Петербуржской Придворной певческой капеллы. Среди его учеников числились князь Юрий Голицын и Пётр Чайковский. Ломакин написал более полусотни романсов, а по его методическим трудам долгое время занималось большинство регентов, певчих и учителей музыки. В 1862 году он совместно с М.А. Балакиревым основал Бесплатную музыкальную школу для бедных и руководил ею до 1868 года. А в 2018 году его правнучка, то есть дочь художницы Марии Ломакиной - Марина Алексеевна подарила белгородскому художественному музею 51 картину своей матери. Так наш музей и смог поучаствовать в выставке. Вот, например, одна из картин, которую прислали в Москву от белгородского музея.
М.В. Ломакина "Кипарисы над морем" (начало 1920-х). Белгородский государственный художественный музей