Я не собиралась здесь писать об этой выставке, ограничившись констатацией в инсте, но, как обычно, постфактум всплыло много интересных фактов, плюс открыла для себя новые имена, поэтому - пост!)
Даже больше - о выставке "Отличники" я не то что писать не собиралась, я и идти туда особо не собиралась (кстати, выставка заканчивается уже 21 мая), но приехали друзья из Белгорода, а погоды на праздники стояли студёные - особо не погуляешь, и я поняла, что это судьба!))
Я люблю музей русского импрессионизма - он уютный и современный, и выставки там делают качественно и интересно. "Отличники" меня сильно не влекли, ибо академизм (как мне казалось). Героями выставки выступили лучшие выпускники Питерской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, получившие золотую медаль в период с 1840-х годов и до 1915 года. За это им полагался неплохой пенсион на заграничные поездки, чтоб побольше опыта набраться, посмотреть на мировые шедевры и прочая. В конце каждого года они должны были отсылать для отчета свои работы. Пенсионеры академии, среди прочих привилегий, освобождались от воинской повинности.
Многие художники открылись для меня в этих пенсионерских поездках в новом свете.
Например, Исаак Бродский (1884-1939). Я-то всегда знала его только по портретам Ленина.
А вот портрет Алексея Максимовича написан вполне в импрессионистической манере. Видимо, Бродский во время своей пенсионерской поездки заезжал к нему на Капри.
Исаак Бродский "Портрет Максима Горького", 1910. Мемориальный музей А.М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук
А от этой его картины тоже с острова Капри просто глаз не оторвать. Один из моих фаворитов выставки.
Исаак Бродский "Дети на берегу моря", 1909-1910 годы. Ярославский художественный музей
Перед этой работой мы задержались надолго и сочинили множество историй про женщин в центре картины. Это мой главный фаворит выставки))
Алексей Кившенко "Возвращение с ловли мулей", 1881. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Они смотрят вам прямо в душу!
Прикольная история с Поленовым и Репиным. Я помнила еще по их большим третьяковским выставкам 2019 года, что они ровесники и в год окончания Академии оба получили золотую медаль и были премированы пенсионерскими поездками. Забавно, что заграницей они рисовали одну и ту же натуру. Например, им обоим позировала белая лошадка.
Илья Репин "Лошадь для сбора камней в Вёле", 1974. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Лошадка с картины Поленова мне нравится намного больше. Белое на белом.
Василий Поленов "Белая лошадка", 1874. Государственный мемориальный музей-заповедник В.Д. Поленова
А вот они нарисовали одного и того же мужика, только в разных костюмах (но шапочка, кажется, одна и та же)).
Слева Репин "Портрет мужчины в средневековом костюме", 1875. Частное собрание, Москва
Справа Поленов "Венецианский дож", 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
У картины Репина "Продавец новостей" (1873) из собрания Третьяковки мы долго ломали головы, при чем здесь вообще новости... Оказалось, что всё дело в неудачном переводе. Сам художник подписал полотно просто «В Париже». Во Франции картина получила название «Marchand de nouveautés à Paris» - «Продавец новинок в Париже». То есть парфюмерных новинок, а не новостей, конечно же. Но кто-то, переводя позже название картины на русский язык, не учел этот нюанс. И теперь эта картина так и осталась в России со странным названием. Неужели, нельзя выставлять ее с нормальным переводом, не пойму?! Ну, с другой стороны, с неправильным названием она привлекает к себе больше внимания:))
На выставке присутствовали два негра))
Григорий Мясоедов "Арап", 1875. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва
Второй повеселей, он мне очень понравился))
Александр Новоскольцев "Голова негра", 1883. Нижегородский государственный художественный музей
Между картинами из первого зала выставки (1840-1870-е годы), где представлены работы Айвазовского, Семирадского, Мясоедова и др., и картинами художников, которые ездили в пенсионерские поездки в начале 20 века, лежит огромная пропасть.
Михаил Демьянов "Фламандская женщина", 1913. KGallery, Санкт-Петербург
Самым ярким пятном выставки несомненно является раздел о двух последних российских пенсионерах - Александре Яковлеве и Василии Шухаеве. Точно мимо не пройдешь!
Александр Яковлев "Человек и павиан", 1915. Третьяковская галерея
Точнее в 1913 году пенсионерскую поездку выиграл только петербуржец Александр Яковлев (1887-1938). А москвич Василий Шухаев (1887-1973) медаль получил, но поездку оплатить ему отказались. После разгоревшихся в прессе по этому поводу дискуссий и похвал самого Александра Бенуа проспонсировать Шухаеву двухлетнюю поездку в Европу решает Кружок поощрения молодых русских художников в Риме.
Василий Шухаев "Обезьяны", 1914. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
В 1914 году в Риме Шухаев и Яковлев нечаянно пересеклись и решили дальше путешествовать вместе.
Александр Яковлев "Козы. Майорка", 1915. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
Имена и Яковлева, и Шухаева были для меня открытием, причем приятным. Дома стала читать о них, смотреть их работы - узнала много всего интересного, и еще больше очаровалась их творчеством. Таким образом, свой рассказ о выставке "Отличники" я заканчиваю, но хочу еще немного рассказать об этих двух художниках.
Итак, в Италии они очень лихо затусили, как мне показалось, и стали друзьями на многие годы. Оба они, как мы видим, работали в жанре неоклассицизма и модерна. Причем друзья-одногодки рисовали в столь схожей манере, что у нынешних искусствоведов иногда существует проблема различения их неподписанных работ:))
На Капри они написали свой парный автопортрет "Арлекин и Пьеро", который хранится в Русском музее.
После Европы Яковлев решил еще съездить в страны Дальнего Востока (у него в отличие от Шухаева поездки были оплачены на 4 года). О революции он узнал, находясь в Пекине, там он и остался (в Россию, где у него были жена и малолетний сын, он больше никогда не вернется), позже переехал в Японию, а в 1919 году эмигрировал во Францию.
Александр Яковлев "Японский театр Кабуки", 1918 год. Частное собрание
Шухаев меж тем был в России, вступил о объединения «Мир искусства», участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, немного преподавал.
Василий Шухаев «Портрет Саломеи Андрониковой», 1917 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1920 году он вместе с женой и художниками Пуни и Богуславской по льду Финского залива переходит российскую границу и остается в Финляндии. В 1921 году его друг Яковлев оформляет ему французскую визу, и они с женой благополучно переезжают к нему в Париж. Их прерванная дружба возобновляется. Оба завоевали признание во Франции, вместе ездят на пленеры и по другим заграницам, создают эскизы для театров и кино, проводят свои персональные выставки, вместе открывают школу живописи и рисунка, в общем, купаются в славе мировой известности, можно сказать.
Александр Яковлев "Портрет Василия Шухаева в его студии", 1928 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Яковлев также много ездит в экзотические страны - от автомобильного общества Ситроен его пригласили принять участие в экспедициях в качестве художника. Он посещает Сахару, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик и Мадагаскар, оставив после себе очень много интересных рисунков из этих мест.
Александр Яковлев "Танец Кули-Кута, Ниамей", 1926. Частная коллекция
В 1934 году Яковлева приглашают в США возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне и он уезжает в Америку... После отъезда друга Шухаев то ли сильно заскучал, то ли не знаю что, но в 1935 году он возвращается в СССР... Здесь он сначала преподавал в Ленинграде в Академии художеств, но в апреле 1937 года вместе с женой его арестовали по обвинению в шпионаже и он поехал в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет. По тому же делу была осуждена и сослана на Колыму и супруга художника. Сначала Шухаев работал на лесоповале, но когда стало известно, что он художник, его назначили оформителем местной самодеятельности.
Василий Шухаев «Русский пейзаж», 1922 год. Третьяковская галерея
В 1941 году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра. В 1945 года художник и его жена были освобождены, но без права проживания в 16 крупнейших городах страны. Они перебрались в Тбилиси и прожили там до конца своих дней. Шухаев работал в Академии художеств Грузинской ССР, у него проходили персональные выставки в Тбилиси и в Москве, в 1962 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля Грузинской ССР.. Скончался художник в почете и славе в 1973 году, прожив 85 лет.
А его друг Александр Яковлев умер в 1938 году в Париже во время неудачной операции на желудок.
Вот какая причудливая судьба...
Спасибо выставке "Отличники" за этих прекрасных художников!!!
Василий Шухаев "Двойной портрет Александра Яковлева и Василия Шухаева"