Потоп и «Песнь о Гильгамеше»

Oct 20, 2009 11:55

                                                            «Смотри не на кувшин, а на его содержимое»
                                                                              (Пиркей Авот, 4:27).

Предания о потопе остались в памяти многих народов мира. Одно из самых знаменитых входит в шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», который некоторые, современные ученые относят к периоду, на столетия предшествующему дарованию Торы. Интересно сравнить мораль двух историй, библейской и шумерской, т.к. при всем сходстве сюжета и некоторых деталей, речь идет о двух текстах, несущих принципиально разную смысловую нагрузку

и отражающих совершенно разные системы ценностей.

«Песнь о Гильгамеше»

Тора, Глава Ноах

1.Причина потопа

Не объясняется, почему боги решили уничтожить человечество. Просто сообщается: «Богов великих склонило сердце потоп устроить». Смертоносный Потоп был результатом каприза богов.

Причиной Потопа стало преступное, аморальное поведение людей. «И видел Б-г землю, вот извратилась она, ибо извратила всякая плоть

ибо извратила всякая плоть. Даже скот, зверь и птица случались с особями других видов [Санедрин 108а] . (Раши)

свой путь на земле.

всякая плоть Включая животных. Извращение путей животными привело к появлению уродливых гибридов, которые заполнили всю землю. (Сончино)

И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти

конец всякой плоти. Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных. (Раши)

настал предо Мною, ибо наполнилась земля кривдой

ибо наполнилась земля кривдой. Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабеж [Санедрин 108а]. (Раши)

из-за них, и вот я истребляю их с земли

с земли (или: с землей). То же, что מן הארץ, с земли. И подобно этому (употребление את в) "когда выйду из города" [Имена 9, 29], "страдал ногами (букв.: от ног) " [I Кн. Царей 15, 23].
Другое объяснение: (את как עם, с) вместе с землей. Так что на три пяди (вглубь), на глубину пахоты (земля) была разрушена и размыта. (Раши)

.

2.Один человек должен спастись.

Бог Эа решил спасти именно Утнапишти ( гл. герой эпоса), потому что тот был его любимчиком.

Ноах спасся потому, что был праведным человеком: «…Hoax был мужем праведным, цельным был в своих поколениях

в своих поколениях. Некоторые из наших мудрецов толкуют это как похвалу ему (т. е. он был праведным человеком даже в своем поколении), и, разумеется, если бы он жил в поколении праведников, был бы еще более праведным. Другие же толкуют это как неодобрение (т. е. это говорит не в его пользу) : для своего поколения он был праведен, но живи он в поколении Авраама, его ни во что бы не ставили [Санедрин 108а]. (Раши)

; с Б-гом ходил Hoax».

3. Не все человечество погибло.

Бог Эллиль, устроивший потоп, действительно намеревался погубить все человечество. Поэтому богу Эа, который хотел спасти Утнапишти, пришлось действовать тайно, хитростью.

Вс-вышний, устроивший Потоп, Сам позаботился о том, чтобы человечество не было им уничтожено: «…И я установлю Мой завет с тобою; и войдешь ты в ковчег, ты и твои сыновья, и твоя жена

ты и твои сыновья, и твоя жена. Мужчины отдельно, и женщины отдельно. Отсюда (следует), что им запрещено было совокупление (в ковчеге). (Раши)

и жены твоих сыновей с тобою…»

4. Возможное спасение всего человечества.

Утнапишти не пытается спасти своих сородичей. Более того - по совету бога Эа! - он обманывает их относительно того, что их ждет, тем самым лишая этих людей малейшего шанса на спасение

Творец был вполне готов спасти от уничтожения не только Ноаха и его семью, но и все человечество, при том условии, что люди раскаются в своих поступках, и будут вести праведную жизнь. Поэтому Он специально велел строить ковчег на глазах у всех.

Причина прекращения потопа

Боги устрашились последствий того, что сделали, т.е. боги озаботились своими проблемами

Вс-вышний, занимаясь проблемами своих творений, помнил о Ноахе и решил позаботиться о нем и его семье: «И вспомнил Б-г

и вспомнил Б-г. Это (Имя указывает на) правосудие, которое, однако, обратилось в милосердие благодаря молитве праведных. А злодеяние преступных обращает милосердие в строгий суд, как сказано: "И увидел Господь, что велико зло человеческое" [6, 5], "и сказал Господь: Сотру человека" [6, 7]. - А ведь это Имя (указывает на) милосердие [Бepeшum раба 33]. (Раши)

Ноаха

и вспомнил Б-г Ноаха.... Что припомнил Он относительно скота? Ту заслугу, что они не извратили своего пути прежде и не совокуплялись в ковчеге. (Раши)

, и всякое животное и всякий скот, который с ним в ковчеге, и провел Б-г дух

и провел Б-г дух. Дух утешения и облегчения прошел пред Ним. (Раши)

(утешения) по земле

по земле. Что касается земли. (Раши)

, и утишились

и утишились (и остыли). Подобно "Когда утих гнев царя" [Эстер 2,1], что означает утишение гнева, пыла. (Раши)

воды.»

Очевидно, что при множестве общих деталей, между повествованиями о Потопе, есть и весьма значительные отличия, свидетельствующие о принципиальной разнице мировоззренческих подходов в рассматриваемых текстах.

Полный обзор (http://www.lechaim.ru/ARHIV/210/karpova.htm)

Потоп, Недельная глава "Ноах"

Previous post Next post
Up