«Смотри не на кувшин, а на его содержимое»
(Пиркей Авот, 4:27).
Предания о потопе остались в памяти многих народов мира. Одно из самых знаменитых входит в шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», который некоторые, современные ученые относят к периоду, на столетия предшествующему дарованию Торы. Интересно сравнить мораль двух историй, библейской и шумерской, т.к. при всем сходстве сюжета и некоторых деталей, речь идет о двух текстах, несущих принципиально разную смысловую нагрузку
и отражающих совершенно разные системы ценностей.
«Песнь о Гильгамеше»
Тора, Глава Ноах
1.Причина потопа
Не объясняется, почему боги решили уничтожить человечество. Просто сообщается: «Богов великих склонило сердце потоп устроить». Смертоносный Потоп был результатом каприза богов.
Причиной Потопа стало преступное, аморальное поведение людей. «И видел Б-г землю, вот извратилась она, ибо извратила всякая плоть
ибо извратила всякая плоть. Даже скот, зверь и птица случались с особями других видов [Санедрин 108а] . (Раши)
свой путь на земле.
всякая плоть Включая животных. Извращение путей животными привело к появлению уродливых гибридов, которые заполнили всю землю. (Сончино)
И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти
конец всякой плоти. Повсюду, где находишь распутство и идолопоклонство, на мир обрушивается пагуба и без разбора истребляет хороших и дурных. (Раши)
настал предо Мною, ибо наполнилась земля кривдой
ибо наполнилась земля кривдой. Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабеж [Санедрин 108а]. (Раши)
из-за них, и вот я истребляю их с земли
с земли (или: с землей). То же, что מן הארץ, с земли. И подобно этому (употребление את в) "когда выйду из города" [Имена 9, 29], "страдал ногами (букв.: от ног) " [I Кн. Царей 15, 23].
Другое объяснение: (את как עם, с) вместе с землей. Так что на три пяди (вглубь), на глубину пахоты (земля) была разрушена и размыта. (Раши)
.
2.Один человек должен спастись.
Бог Эа решил спасти именно Утнапишти ( гл. герой эпоса), потому что тот был его любимчиком.
Ноах спасся потому, что был праведным человеком: «…Hoax был мужем праведным, цельным был в своих поколениях
в своих поколениях. Некоторые из наших мудрецов толкуют это как похвалу ему (т. е. он был праведным человеком даже в своем поколении), и, разумеется, если бы он жил в поколении праведников, был бы еще более праведным. Другие же толкуют это как неодобрение (т. е. это говорит не в его пользу) : для своего поколения он был праведен, но живи он в поколении Авраама, его ни во что бы не ставили [Санедрин 108а]. (Раши)
; с Б-гом ходил Hoax».
3. Не все человечество погибло.
Бог Эллиль, устроивший потоп, действительно намеревался погубить все человечество. Поэтому богу Эа, который хотел спасти Утнапишти, пришлось действовать тайно, хитростью.
Вс-вышний, устроивший Потоп, Сам позаботился о том, чтобы человечество не было им уничтожено: «…И я установлю Мой завет с тобою; и войдешь ты в ковчег, ты и твои сыновья, и твоя жена
ты и твои сыновья, и твоя жена. Мужчины отдельно, и женщины отдельно. Отсюда (следует), что им запрещено было совокупление (в ковчеге). (Раши)
и жены твоих сыновей с тобою…»
4. Возможное спасение всего человечества.
Утнапишти не пытается спасти своих сородичей. Более того - по совету бога Эа! - он обманывает их относительно того, что их ждет, тем самым лишая этих людей малейшего шанса на спасение
Творец был вполне готов спасти от уничтожения не только Ноаха и его семью, но и все человечество, при том условии, что люди раскаются в своих поступках, и будут вести праведную жизнь. Поэтому Он специально велел строить ковчег на глазах у всех.
Причина прекращения потопа
Боги устрашились последствий того, что сделали, т.е. боги озаботились своими проблемами
Вс-вышний, занимаясь проблемами своих творений, помнил о Ноахе и решил позаботиться о нем и его семье: «И вспомнил Б-г
и вспомнил Б-г. Это (Имя указывает на) правосудие, которое, однако, обратилось в милосердие благодаря молитве праведных. А злодеяние преступных обращает милосердие в строгий суд, как сказано: "И увидел Господь, что велико зло человеческое" [6, 5], "и сказал Господь: Сотру человека" [6, 7]. - А ведь это Имя (указывает на) милосердие [Бepeшum раба 33]. (Раши)
Ноаха
и вспомнил Б-г Ноаха.... Что припомнил Он относительно скота? Ту заслугу, что они не извратили своего пути прежде и не совокуплялись в ковчеге. (Раши)
, и всякое животное и всякий скот, который с ним в ковчеге, и провел Б-г дух
и провел Б-г дух. Дух утешения и облегчения прошел пред Ним. (Раши)
(утешения) по земле
по земле. Что касается земли. (Раши)
, и утишились
и утишились (и остыли). Подобно "Когда утих гнев царя" [Эстер 2,1], что означает утишение гнева, пыла. (Раши)
воды.»
Очевидно, что при множестве общих деталей, между повествованиями о Потопе, есть и весьма значительные отличия, свидетельствующие о принципиальной разнице мировоззренческих подходов в рассматриваемых текстах.
Полный обзор (
http://www.lechaim.ru/ARHIV/210/karpova.htm)