Два Адама.

Oct 14, 2009 13:53

      В первой главе книги Берейшит говорится « И сотворил Б-г человека в его образеи сотворил Б-г человека в его образе. В форме, предназначенной для него (для его формирования). Ибо все было сотворено речением, а он (человек) был сотворен руками (т. е. действием), как сказано: 'И возлагаешь на меня руку Твою' [Псалмы 139, 5]. Он был создан печатью, как монета чеканом, который на французском языке называется oin. И также сказано: 'изменялась как глина печатью' [Иов 38, 14]. (Раши), в образе Б-жьем сотворил Он егов образе Б-жьем сотворил Он его. Этим объясняется тебе, что предназначенная для него форма была видом отображения его Творца (в котором Он явил Себя пророкам). (Раши); мужчиной и женщиной мужчиной и женщиной сотворил Он их. А ниже сказано: 'И взял Он одну из его сторон... ' [2, 21]. Аллегорическое толкование (гласит), что первоначально Он отворил его с двумя лицами, а затем разделил его [Эрувин 18а] Прямое же толкование стиха таково: здесь сообщается тебе, что оба они сотворены в шестой день, но не объясняется, как они были сотворены; это разъясняется тебе в другом месте. (Раши) сотворил Он их… (Берешит 1:27-28). Во второй главе описание отличается : " И сформировал и сформировал (образовал). (Две буквы 'юд' в וייצר указывают на) два формирования - одно для этого мира, а другое для восстания из мертвых. Что же касается животных, которые не предстанут пред Судом, ויצר [2, 19] не написано с двумя 'юд' [Берешит раба 14]. (Раши) Г-сподь Б-г человека - прах с землипрах с земли. Он собрал прах для него (для образования человека) со всей земли, с четырех концов, чтобы, где бы он ни умер, она приняла бы его для погребения. Другое объяснение: Он взял его прах с того места, о котором сказано: 'Жертвенник земляной сделай Мне' [Имена 20,20]. И да будет (земля) ему искуплением, чтобы он мог устоять [Берешит раба 14]. (Раши), и вдохнул в ноздри ему и вдохнул в ноздри ему. Он создал его из земного и небесного (букв.: из нижних и вышних) : тело из земного, а душа из небесного. Поскольку в первый день были сотворены небо и земля; во второй сотворил Он свод для вышних, в третий день зримой стала суша для нижних; в четвертый день сотворил Он светила для вышних, в пятый день воскишели воды для нижних, - в шестой день надлежало создать нечто из вышних и из нижних. В противном же случае возникла бы зависть в мироздании (среди сотворенных), ибо одни превзошли бы других творением одного дня [Берешит раба 12]. (Раши) дыхание жизни, и стал человек живым» существом…живым существом (букв. : живою душой). Скот и зверь также были названы 'живой душой' [1,20-21-24], но (душа) человеческая живее всех, поскольку он (человек) наделен рассудком и речью (сверх того, что присуще другому живому существу). (Раши).(Берейшит 2:7). В своей работе «Одинокий верующий человек», р. Соловейчик, сопоставляя описание двух Адамов, отмечает следующие отличия между "первым" и "вторым Адамом":


1.Относительно первого Адама говорится, что он создан "по образу и подобию", но ничего не говорится о создании тела. Относительно второго Адама  сообщается, что он творится из праха земного и что Всевышний вдыхает в него дыхание жизни.

2. Первому Адаму повелевается: "Наполняйте землю и овладейте ею", второму -     возделывать и охранять сад.

3. Первый Адам творится одновременно мужчиной и женщиной. Второй - мужчиной, от которого женщина производится вторично.

4. Первый Адам связан с одним именем "Б-г", второй с двумя именами -  "Г-сподь Б-г".

Сравнивая обоих Адамов, р. Соловейчик отмечает: Первый Адам, как бы,  уподобляется Б-гу в своем стремлении и способности быть творцом. Сотворенный по образу Б-жьему, он отличался могучей устремленностью к творческой деятельности и неисчерпаемыми силами для достижения цели, при этом силой наиболее значительной является человеческий разум. Он задает лишь один вопрос: "Как действует вселенная?". Он не спрашивает: "Почему действует вселенная?", не ищет ответа на вопрос "В чем сущность вселенной?". Любознательность его ограничена вопросом о способе действия. Он задает не метафизический, а практический, технический вопрос. Первый Адам живет одним стремлением подчинить себе основные силы природы, поставить их на службу себе. Этот практический   интерес вызывает в нем желание раскрыть тайны природы. Первый Адам хочет быть человеком, обнаружить свою подлинность, связанную с его человеческой сущностью.

Второй Адам простых функциональных вопросов не задает, а интересуется     метафизическими аспектами. Он желает знать: Почему? Что это? Как это?  Почему сотворен мир? Почему человек сталкивается с этой гигантской и  беспристрастной системой предметов и событий? Каково назначение всего этого? Какая идея заложена в органической и неорганической материи, и что означает великий зов, который доносится до меня из моей собственной таинственной души? Кто неотступно следит за мной, независимо от моего желания или нежелания,  и исчезает в бесконечности в то самое мгновение, когда я хочу встретиться с этим святым "Он", грозным и сокрытым? Кто есть Он, внушающий Адаму   одновременно страх и счастье, смирение и сознание собственного величия? Кто  есть Он, Которому Адам беспредельно предан и от Которого он бежит в страхе и трепете? Кто есть Он, неудержимо привлекающий к Себе сердце человека и в то же время решительно отталкивающий его? Кто есть Он, в Котором Адам видит великую грозную тайну, но также и первоначальную, самую ясную и понятную  истину? Второй Адам исследует не абстрактный научный мир, а непреодолимо прекрасный качественный мир, в котором у него есть тесная связь с Б-гом.

Первому Адаму Б-г повелел неуклонно идти вперед, второму Адаму Он

повелевает отступать... Подчиняя себе природу, человек обретает почет. Когда же он сам бывает подчинен Творцом природы, он удостаивается избавления.
      В результате, р. Соловейчик приходить к выводу: «Первый Адам, обладатель  величия, власти и успеха, и второй Адам, одинокий верующий человек, покоряющийся и терпящий поражение, - это не два разных человека,     встречающихся во внешнем столкновении как "я" против "ты", а один человек, в котором столкновение происходит. "Я", первый Адам, стоит против "я", второго Адама. В каждом из нас есть два человека: первый Адам, личность творческая и  величественная, и второй Адам, смиренный и покорный».

р. Соловейчик, Недельная глава "Берейшит"

Previous post Next post
Up