Махабхарата 2013. Серии 191-211

Jun 09, 2018 12:16

В предыдущих сериях
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7



Мирное посольство Кришны в Слоноград
В предыдущих строках моего письма мы остановились на том, что Драупади стоит перед тяжёлым моральным выбором. На одной чаше весов месть за оскорбления и унижения, а на другой - жизнь собственных детей. Что выберет любая нормальная женщина? Вот и Драупади выбрала первое. Поначалу, правда, пыталась сделать неверный выбор и отказаться от войны, но Пресветлый Всемилостивейший Господь Шри Кришна быстро объяснил ей, что нельзя быть такой эгоистичной стервой, и она устыдилась и исправилась.
Потому, узнав, что Кришна отъехал в Престольный Слоноград с мирным посольством, она возмущена до глубины души. «Но как, Говинда? Вы едете туда заключать мир. Кто же тогда начнёт эту войну?» «Доверься мне, сакхи! Верь не только в меня, но и в упрямство Дурьодханы! Война непременно будет!» Кто бы сомневался!

Перед этим Шакуни объясняет племянникам, что единственный способ добиться победы в войне - нейтрализовать Кришну. Как всегда, дядюшка самый умный и дальновидный. Напасть на посла мира - ужасное преступление, страшное, вопиющее нарушение дхармы. Точно так же как и придя в гости под чужими личинами, убить хозяина. Или, убить гостя на торжественном ритуале. С другой стороны, Кришна сам предупредил, как собирается действовать: «Великий воин Бхишма, гуру Дрона и Карна, царь Анги - все они будут убиты с помощью обмана!» А не для того ли он это сказал, чтобы спровоцировать данный инцидент? Не исключено. А ведь они даже не собирались его убивать, только бросить в тюрьму.
Жаль, что Шакуни и Ко не удался их план. Скольких проблем удалось бы избежать в дальнейшем! Но Кришна устраивает сеанс массового гипноза, мирное посольство сорвано, и теперь с чистой душой и чувством выполненного долга можно воевать, о чём Кришна радостно сообщает своим подопечным в Вирату.

Жаль мне Пандавов. Всё больше понимаю - не было у них выбора. Обложили с обеих сторон двоюродные братья и загнали в угол.

Карна и его семейное положение


Один из самых драматичных эпизодов эпоса: Кришна раскрывает Карне тайну его происхождения. После чего следуют трогательные объяснения Карны с Кунти, от которых у меня непонимание: то ли команда сценаристов не согласовывает между собой, что писать, то ли у них такое специфическое видение персонажа «я такой внезапный, противоречивый весь» и «смотрите все, как я страдаю».

«Всю свою жизнь я добивался, чтобы люди уважали меня за мой талант. И я бросил вызов всему миру! А мой соперник унижал меня так, что это было хуже смерти. […] Арджуну я считал причиной всех моих страданий. Я твердил себе вновь и вновь, что когда я возьму верх над Арджуной, тогда весь мир узнает, что даже сын колесничего может стать лучшим воином в мире».
У меня один вопрос: почему, почему нам всего этого не показали раньше?!! Только после памятного состязания они радостно и с удовольствием кидались друг в друга оскорблениями (Карна даже больше Арджуну унижал, а тот только грустно пучеглазил и шлёпал губами, как он это обычно делает), а потом это всё сошло на нет. Они даже стали подобие взаимоуважение демонстрировать. И телегу совместно из ямы вытаскивали под трогательную музыку. После игры в кости, правда, исправились, но всё равно, как-то вяло, без огонька.
Всегда хотела узнать, почему эти двое так друг друга ненавидели. И никто мне этого не рассказал и не показал (включая оригинальный эпос). «Такую личную неприязнь испытываю к этому потерпевшему, аж кушать не могу!» и всё тут. Вот и в этом сериале так же.

«Но почему после того, как я принял покровительство Дурьодханы, Вы не приняли меня?»
Вообще-то она сразу ему сказала: «Прими меня своей матерью!» А он гордо отказался.

«Если бы Вы это сделали, мама, то тогда все считали бы меня Вашим сыном. Я бы принял Вашу сторону!»
То есть предать друга и благодетеля тогда - это нормально, а сейчас нельзя? Почему-почему-почему блин?!!!

«А если мне случится убить Арджуну, то и в этом случае пять Ваших сыновей останутся живы. Потому что тогда я буду называть Вас моей мамой».
Здрасте, мамаша, я тут вашего сына убил. Давайте теперь обнимемся и будем жить дружно большой счастливой семьёй. (Да, знаю, это практически каноничный текст. Но в такой формулировке звучит особо)

Незадолго до битвы
Ну и наконец-то, до войны остаются считанные дни. Пандавы назначают Шикхандини главнокомандующей своей армией (а как же Дхриштадьюмна?) Но на обсуждении условий войны злобный и коварный интриган Шакуни вдруг заявляет «Ах, как же так, девочек бить нельзя», и бедный честный праведный Юдхтштхира вынужден с ним согласиться. Юдхиштхира в этом фильме - какая-то мягкая размазня, им может манипулировать кто угодно. Вот какой из него махараджа? Хреновый, думаю я. То ли дело Дурьодхана, тот никому не давал собой вертеть, разве что дядюшке, и то не всегда. Иван Грозный и Николай Второй. Хотя, насчёт Ивана я не уверена.

Дальше идёт милый тет-а-тет Кришны и Шакуни на поле Куру.
Кришна: Награда или расплата за жертву?! Тот, для кого жертва - это предмет торга, обрекает себя на страдания.
Интересно, чем ты сам-то пожертвовал, чтобы так пафосно рассуждать о жертвенности? Так что мимо.
Шакуни: Я обманываю людей? А не Вы ли их обманываете, Васудева? Назвав эту войну битвой за дхарму, Вы обманули всех жителей Бхараты! Если во всём мире и есть кто-то хитрее меня, так это - только Вы, Васудева! Я нисколько не сомневаюсь, что в этой битве за дхарму Вы будете хитрить и оправдывать свои преступления против дхармы.
Как всегда, Шакуни со мной согласен. Я поняла, зачем он нужен в этом сериале: озвучивать позицию таких как я. Создатели сериала как бы говорят нам: «Зрители, не будьте такими, как этот противный старый интриган с мелированными волосами! Покайтесь, жалкие бездуховные личности с демонической природой, и уверуйте в Слово Божие!» Но нет, не покаюсь и не уверую)
Кришна: Да, это будет битва за дхарму, дядя. Обе стороны будут пускать в ход - и силу, и обман (Да ну! Фантазия сценаристов?) Беззаконие послужит восстановлению праведности. Для защиты правды будет использована даже ложь (кто б сомневался)



Шалья. Эпизод с его участием я пропущу, но пусть тут будет его портрет

Обеспанцирение и обессерёживание Карны


Индра приходит к Карне в образе брахмана, чтобы отнять у того панцирь с серьгами. Если победят Кауравы, говорит Индра, всех праведников уничтожат (Что, серьёзно? Кто тут праведник? А ну марш на расстрел! Бред какой-то!) Следует кровавая сцена с членовредительством и свежеванием заживо (ну то есть актёра аккуратненько помазали красной краской). В разгар эпизода появляется Арджуна со словами «Папенька, шо ж вы такое творите? А как же моя репутация? Зачем вы меня позорите, папаша?» Индра устыдился и дал Карне одноразовое копьё взамен панциря.



Милые братские гляделки. Мне так нравится Арджунина бронзулетка!

Дальше следует махровый фанфик. Карна умирает, и первый, кто приходит его навестить (не считая Кунти, которая его нашла валяющимся в грязи без сознания вблизи от лагеря) - это Дурьодхана. «Друг Карна, что же ты наделал? Как ты мог отдать свои доспехи и серьги? […] Если бы обманщик попросил у тебя твою правую руку, ты бы и её отдал? […] Что хорошего в этой дхарме, если человеку приходится жертвовать силой, здоровьем, своим будущим, надеждой и даже жизнью?» Логичный вопрос. И не знаю кому как, но по-моему это искреннее переживание и забота о друге, которую я, впервые за весь сериал, вижу со стороны данного персонажа.



Затем появляется семья Карны. Радха скандалит с Кунти. «А ведь мой сын родился, чтобы сидеть на царском троне! Но он рос, считая троном колени своего отца. Мой сын мог бы стать одним из величайших царей мира, но всё своё детство он помогал нам по хозяйству». А ничего, что они сами всё детство и юность его чмырили, чтобы не высовывался? Запрещали пользоваться луком со стрелами, а когда тот получил корону и царство, даже общаться с ним перестали, а теперь претензии предъявляют! В итоге Адиратха просит Кунти позвать Накулу и Сахадеву, чтобы те вылечили Карну.
Исцелить врага, чтобы потом его убить - это очень по-кшатрийски! И неважно, что этот враг может положить половину вашей армии до того, как его убьют.
Близнецы исцеляют Карну. Но когда тот их благодарит, они разбивают плошки с лекарствами об пол, и заявляют, что в гробу его видали. Правильно, для того, чтобы корчить из себя всепрощальческую невинность, у них старший брат есть. «Пойдёмте, мама» - говорит Накула, но Кунти уходить отказывается, к полному недоумению сыновей. «Не волнуйтесь, - говорит Карна, - Я - как её сын, мама будет под моей защитой». Я не поняла, он её признал, что ли? При всех, причём, и никто не удивился. А раньше не собирался. Но, со стороны Кунти поступок неосмотрительный. Учитывая, какими Дурьодхана и его сторонники показаны в сериале, странно с их стороны было бы не воспользоваться таким прекрасным шансом: мать врагов в их руках. А Карна не всегда будет иметь возможность её защитить, в случае чего.

Перед битвой


Теперь, после того как его обеспанцирили, Карна переоделся в такие же тряпично-резиновые доспехи, что у всех. Больше не судьба ему красиво сверкать обнажённым торсом, на радость зрительницам. Эх(

Совещание в лагере Кауравов. Бхишма запрещает Карне участвовать в битве. Происходит это потому что Кунти его об этом попросила, а не потому что Дед с Карной поссорились, как это было в первоисточнике. Здесь всё чинно и пристойно. Дурьодхана возражает, Шакуни заявляет, что Карна без панциря не способен защитить даже себя, не то что других. На что Дурьодхана говорит: «Дядя! Перестаньте оскорблять моего друга Карну! Сила нашей победы заключена только в атаке! Защита не играет никакой роли. Способности моего друга не зависят ни от каких доспехов, дядя!»
Бхишма идёт на принцип, «либо он, либо я». Дурьодхана тоже идёт на принцип: увольняет дедушку и назначает Карну на его место.



В следующей сцене Карна убеждает пытается убедить Дурьодхану не ссориться с Бхишмой и вернуть его на место. «Мне нужен только ты, друг Карна! Дед Бхишма придумал всё это, чтобы защитить Пандавов! Правда в том, друг Карна, что ни дед Бхишма, ни гуру Дрона не станут убивать Пандавов. […] Ты - единственный, кто готов отдать жизнь за мою победу. Только ты!» Карна настаивает, что Бхишма необходим, чтобы обеспечить победу.
Дурьодхана: «Но, друг Карна, убить Арджуну - твоя заветная мечта!»
Карна: «Злая судьба преследует меня всю жизнь. Как только есть шанс доказать моё превосходство, судьба забирает его у меня. И даже когда Бхагаван Сурья благоволил ко мне, судьба не оставляла мне ни одного шанса. Ради одной Вашей мечты, я готов пожертвовать миллионами своих, друг мой. Я не выйду на поле боя, но я буду ждать Вашего приказа!»
Это всё просто безумно трогательно. И если это не настоящая дружба, то я не знаю, что это. Не знаю, этого ли добивались сценаристы, но выгляди как будто они отошли от первоначальной линии «выставим персонажа эгоистичной сволочью, неспособной ни на какие человеческие чувства, тем более на дружбу». И мне это однозначно нравится!

Первый день битвы


Перед битвой обе армии молятся Шиве. Вот что мне нравится в этом сериале - всякие обрядово-ритуальные штуки. Не знаю, насколько аутентично, но красиво

Наконец-то, то, чего так долго ждали большевики, свершилось! Две армии собрались на священном поле Куру, чтобы уничтожить друг друга под корень.
Великий Кормчий Колесничий приведёт нашу армию к победе! Ура, товарищи!



«Пока эти вожжи в моих руках, я не дам тебе потеряться в сомнениях, Партха! Честно или нечестно, по правилам или без правил, как только ты начнёшь отвлекаться от цели, я буду следить за тем, чтобы вернуть тебя на верный путь. Как на поле битвы, так и в твоей жизни! Я - опытный колесничий для обоих случаев!» (и только попробуй увильнуть, падла!)

Юдхиштхира идёт к старшим, за благословениями. «Дайте нам разрешение начать битву, дедушка, или прикажите сложить оружие». Дедушка даёт благословение. Выражение лица Юдхиштхиры - это нечто! «Это что ж теперь, придётся сражаться? А я-то так надеялся откосить! Ну как же так, дедушка...»




Наступает время для Бхагавад-агитки.



Специально для этого случая Кришна делает стоп-кадр. Вот спрашивается, если у него есть такие возможности, почему б не поубивать сразу всех врагов, пока те не могут сопротивляться? Или связать и обезоружить? Или усы подрисовать? Но нет, мы будем трындеть. И вообще, если Кришна, согласно его утверждениям (и главе 4 Бхагавад Гиты) пришёл в мир, чтобы покарать грешников, что бы ему ещё раньше не взять свою Сударшана-чакру и вжжиииих - грешников нет, все довольны, до войны дело доводить не понадобилось. В других случаях, с Шишупалой например, он не церемонился. Так что не верю я ему ни на грош.
Всю Бхагавад Гиту уложили кратенько - серий на 4. В заключение Кришна являет свою истинную вселенскую форму.



Как-то не впечатляет, ничего особенного. Вот как надо:

Образ ужасен Твой тысячеликий,
тысячерукий, бесчисленноглазый;
страшно сверкают клыки в Твоей пасти.
Видя Тебя, все трепещет; я тоже.
Пасти оскалив, глазами пылая,
Ты головой упираешься в небо;
вижу Тебя - и дрожит во мне сердце,
стойкость, спокойствие прочь отлетают.
Словно костры ненасытного времени,
пасти Твои, Твои челюсти страшные;
жутко мне; стороны света смешались;
сжалься, о мира Владыка! Помилуй!
Вот они все - сыновья Дхритараштры,
Бхишма, и Дрона, и тот сын возницы,
прочих царей вереницы, героев,
и предводители воинов наших -
внутрь Твоей пасти, оскаленной страшно,
словно спеша, друг за другом вступают;
многие там меж клыками застряли -
головы их размозженные вижу.
И словно к морю бегут неустанно
реки, ручьи, иной цели не зная,
так мира смертного эти герои
к пасти чудовищной шаг устремляют.

И так далее. Вот это я понимаю, совсем другое дело!

На этой оптимистичной ноте закругляюсь. И наконец-то можно будет перейти к самой битве.

Индия

Previous post Next post
Up