Махабхарата 2013. Продолжение

Apr 30, 2018 00:12

Серии 120-143
Предыдущие серии:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4



Раздел царства и отправление Пандавов в Кхандавапрастху
Внезапно, создатели фильма решили впихнуть побольше политики. Прямо от души, жирным шматом.
Хоть я и плохо знаю, что происходит в современной Индии, но мне кажется, с национальным единством там всегда были проблемы. Учитывая, какое это лоскутное одеяло из разных народностей и верований. И вот зачем они в сериал, снятый на государственные деньги, пихают открытые призывы к сепаратизму? Да, Индрапрастха - это нынешний Нью Дели, но всё равно выглядит это всё как открытые призывы к сепаратизму. Зачем так? Непонятно.

При просмотре сериала я впервые задумалась о том, как выглядит вся эта история с разделением царства, много в ней для меня непонятного. Какой вообще статус у Индрапрастхи, было ли это самостоятельное царство или провинция, подчиняющаяся Хастинапуру. И какого значение ритуала раджасуя, которому уделяется столько внимания в тексте. Никогда об этом не задумывалась, ну обряд и обряд, мало ли на свете обрядов. А ведь вся эта поздневедическая культура построена на ритуалах, она, считай, один сплошной ритуал. Так что раджасуя, несомненно, очень важна, и многое даёт понять в происходящем. Надо всё перечитывать, тут есть над чем поразмыслить.

Что показали в сериале? Пандавы возвращаются из изгнания, им выделяют провинцию в управление, чтобы не отсвечивали (причём, они сами попросили глухую дыру, где ничего не растёт и опасно жить, никто их не заставлял). Предупреждают, что они подчиняются Хастинапуру, никакой самостоятельности (подано это как такая боль-драма-трагедь, что нервы не выдерживают). Сценаристы придумали обоснуй, почему мать не поехала вместе с сыновьями. Вроде как обоснуй вполне подходящий, но у меня тут же возникает вопрос: зачем понадобилось брать Кунти в заложники, если такой замечательный-благородный Юдхиштхира не собирается бунтовать? Неужели у властей есть основания его опасаться? В сериале говорится, что чтобы обрести независимость, необходимо провести ритуал раджасуя. Вот так вот, всё очень просто, достаточно ритуала. И Хастинапур это спокойно скушает. Единственные, кого волнует, что страну дерибанят на части, это почему-то «тёмный лагерь» во главе с Дурьодханой и Шакуни.
И получается интересная вещь: можно открыто совершать государственную измену, и отделаться за это конфискацией имущества (путём мирной игры в кости) и изгнанием на 13 лет в комфортных условиях. И ни один, ни один мирный житель не пострадал, ни капли крови не пролилось! Какие добрые и гуманные люди жили в древней Индии в Двапара-Югу! (По крайней мере именно так всё это могло выглядеть с точки зрения Дурьодханы и его сторонников).

Ещё о Шакуни хочу пару слов сказать. Я уже ранее упоминала, его мотивация в данном фильме мне совершенно непонятна. И чем дальше, тем менее она понятна. Например, в эпизоде, где Дурьодхана по наущению Шакуни пытался отобрать корон у папы (серия 111), Гандхари говорит: «сынок, неужели ты хочешь, чтобы мы ушли в лес и стали отшельниками?». «Ради блага царства нужно идти на жертвы, мама» - отвечает сынок. То есть Шакуни, который затеял все свои интриги ради любимой сестры, теперь хочет при помощи племянника лишить её положения царицы. Далее, когда народ решает, что пора валить из «сраного Хастинапура» в Индрапрастху, Шакуни обещает привезти людей из Гандхара. Опять же, именно он строит интриги, чтобы помешать проведению Раджасуи. Если он ненавидит династию Куру и Хастинапур, почему он так старается для их блага? (В то время как Бхишма и Видура наоборот, чуть ли не открыто поддерживают государственную измену) Он внезапно так сильно полюбил племянника, что наплевал на все свои клятвы? Если так, может, надо было как-то дать понять это зрителю?

На экологическом бедствии в Кхандаве, строительстве Индрапрастхи и изгнании Арджуны останавливаться не буду (хотя тут можно отметить некоторые странные сюжетные ходы и кошмарные спецэффекты).

Убийство Джарасандхи
В Магадху прибывает делегация из Хастинапура в составе Шакуни, Дурьодханы и Духшасаны, чтобы заключить союз. Магадха - это просто какое-то открытое пространство, где тусуются около десятка человек. Ни города, ни стен, ни дворцов, ни-че-го. Самое могущественное царство во всей Бхарате, да! Джарасандха за что-то осерчал на гостей из Хастинапура и велел их казнить. Спрашивается, почему наследник престола Хастинапура и его родственники ходят по чужим царствам одни, без сопровождения, без охраны? Это официальное посольство или где? Может, конечно, они там в Хастинапуре считают, что им такой наследник не нужен и пущай сгинет, не жалко (ну а что, ещё 98 есть), но лицо-то перед иностранными государствами надо держать? И Джарасандхе тоже, похоже, плевать на последствия и неизбежную войну с Хастинапуром. Единственный, кому есть дело, это Карна, который приходит на помощь и всех спасает. В одиночестве. После этого все мирятся, но намечающемуся союзу мешает поединок Бхимы и Джарасандхи. Который, как и всё в Магадхе, происходит в какой-то грязной яме (но, тем не менее, по-своему зрелищен).

И про Карну тоже хочу сказать пару слов. В прошлый раз я писала, что мне нравится то, что с ним сделали сценаристы (хоть на канонного он и не похож). Я передумала и беру свои слова назад. Не, не нравится, совсем. Сначала ему старательно рисуют нимб, которым он, на мой взгляд, вовсе не обладает. И если поначалу ему сочувствуешь, то в какой-то момент возникает вопрос: если ты такой правильный, то почему продался в рабство за печеньки? Правда, когда его попрекают короной (это делает Кунти, сама же лишила его положения, данного ему при рождении, и после этого ещё выступает, тоже мне, мать-героиня!), он шваркает корону об пол, аки Финрод Фелагунд, и уходит в закат. Но по первому же зову возвращается, вопреки просьбам жены. Жене он объясняет, что в большом долгу перед царевичем, и только когда отплатит ему за все благодеяния, он сможет быть свободен. Вот тут непонятно, какие, по версии сериала, были благодеяния со стороны Дурьодханы, кроме царства с барского плеча? Вроде, никаких. А Карна, между прочим, ему жизнь спас, и не один раз. По-моему, одно кроет другое с избытком. И вообще, спрашивается, если ради единственного человека, назвавшего тебя другом, ты готов наизнанку вывернуться, то .почему у такого замечательного тебя так хреново с друзьями? Иными словами, если со стороны Дурьодханы тут только корысть, то со стороны Карны тут тоже что угодно, но не дружба. Ну и в заключение, видимо чтобы меня добить, Карна, бросает беременную жену. Мол, меня тут царём назначили, я уезжаю во дворец, но тебя с собой не беру. Оставайся тут и воспитай ребёнка в правильных ценностях. Вот за что сценарист его так ненавидит, интересно?

Однако, не смотря ни на что, я поняла что эти ребята мне нравятся. Мне приятно на них смотреть, что бы они ни вытворяли волею режиссёров и сценаристов. Так что я уже давно от них абстрагируюсь. Вот клип с ними, мне понравился:

image Click to view



Про Кришну
Никак нельзя про него забыть, он же по сути главный герой всей истории. Всё-таки этот Кришна - очень хорош, лучший из всех возможных. Пожалуй, лучше даже, чем Безруков. И, мне кажется, у актёра хорошо получается играть хитрого, расчётливого интригана. То, чем по сути и является является этот персонаж - Кришна Джанардана, Возмутитель Спокойствия, Чёрный Баламут. Сериал практически открыто показывает, что Кришна тут - главный кукловод и провокатор. Видя его добрые глаза и лучезарную улыбку, хочется заорать «Бегите, глупцы!!!» А может, это мои проекции, и так не задумывалось. Отношение-то к персонажу у меня давно сложилось.
Вот, например: «Только Вы сможете заставить царей следовать пути дхармы, Махарадж Юдхиштхира. Надо как можно скорее провести Раджасуя ягью. Вы должны заставить царей исполнять законы дхармы, а те, кто откажутся жить праведно, должны быть уничтожены. Иначе придёт такое время, Махарадж, когда даже те, кто захотят жить праведно, уже не смогут этого сделать» (серия 139)
А ведь многие войны на земле начинались с этого.

Похищение Субхадры - особенно яркий и впечатливший меня эпизод. По версии сериала, Баларама мечтает выдать Субхадру за Дурьодхану, и Кришна полностью одобряет и поддерживает этот брак (о чувствах Субхадры к Арджуне Кришна, разумеется, в курсе). В Двараке проходят приготовления к свадьбе, приезжает вся Хастинапурская знать: царь с царицей, Бхишма, Видура, Кунти, в общем, все-все-все. Гости собрались, жрецы начали проводить обряд, ждут только невесту. Арджуне, который, как ему и положено, в это время в изгнании, Кришна заранее велит прийти в храм. И устраивает похищение. Причём Арджуна особо энтузиазма не проявил, этому Арджуне бабы не нужны, ему никто не нужен, кроме Кришны. Он и на Драупади без особой охоты женился. Реакция на предложение Кришны у него была «раз Кришна велел, то так и сделаю». Ну а Субхадра, естественно, счастлива.
Разумеется, когда всё выяснилось, разразился скандал, знать рода Куру пришла в полное недоумение. Даже пропандавски настроенный преданный вишнуит Бхишма от такого совершенно офигел и отказался дать молодым свои благословения. Да и кто б не офигел на его месте. Ну и, спрашивается, с какой целью Кришна это устроил? Ведь это по сути смачный плевок в лицо и пощёчина всему царскому роду Куру. Совершенно ясно, ни в какой традиционной патриархальной культуре такое бы не стерпели. Кроме как укрепить рознь и настроить старших рода против Пандавов, и тем сделать войну ещё более неизбежной, других целей этого финта не вижу. В сериале сказали, что, будто бы, если Дхритараштра откажется принять Субхадру в семью, тем самым он признает независимость Индрапрастхи. Но это как-то за уши притянуто. По сравнению с этим, каноничная версия, где Субхадру умыкают против её воли, выглядит совершенно безобидной.



Кадр «Бхишма смотрит на Кришну как на говно»

Раджасуя и убийство Шишупалы
Тут просто обязаны быть кадры «страшный наркотический сон Диснея в Индрапрастхе», я не могла это не заскринить. Все, все обязаны видеть эту безумную красоту! Вот, спрашивается, какой нормальный человек мог бы позавидовать такому дворцу и захотел бы забрать его себе? Лично я, если б у меня был такой дворец, стыдилась бы, и постеснялась приглашать гостей. В Хастинапуре декорации гораздо лучше сделали. Ну да ладно, загадочную индийскую душу художников-оформителей понять трудно.









Шишупала показан на редкость мерзким и неприятным персонажем, который хамит всем, кого встретит, без разбора. Как будто страдает синдромом Туретта. Но его речь на Раджасуе мне так понравилась, что я, пожалуй, приведу её тут с небольшими сокращениями:

Остановитесь, император Юдхиштхира! Так много великих царей выразили Вам свою преданность! Вы же выбрали лживого и хитрого царя пастухов главным гостем ягьи! Вы оскорбили всех нас! […] Цари, этот потомок династии Яду прославился тем, что он... всю жизнь крал чужое имущество и обманывал людей! В детстве он крал молоко и масло, которые были собственностью царя Камсы. […] Он притворяется святым, а сам призывает к войне! Он бунтарь! Он лжец! […] Этот лжец Кришна задумал стать самым влиятельным во всей Бхарате, и поэтому он плетёт свои сети обмана! […] Вы украли чужую невесту и женились на ней! Вор и развратник! […] Все присутствующие здесь знают... о Вашей похоти! Во Вриндаване по ночам Вы созывали всех девушек своей игрой на флейте и танцевали с ними в раса-лиле! Мы все об этом знаем! […] Вы - самый безнравственный человек в мире, Кришна!

И вот, разве он не прав, спрашивается? Прав ведь, почти во всём!
Далее, когда Дурьодхана возмущается фактом убийства на священном ритуале, Кришна ему отвечает: «Грех и преступление замыкают порочный круг, наследный принц. […] Это не наказание, принц! Это милосердие! Не стоит волноваться о Шишупале! Он освободился из порочного круга». На что Дурьодхана ему говорит: «Вы считаете меня дураком, Васудева Кришна? Вы отомстили ему под видом наказания!»
А ведь тоже прав в чём-то! Вот нравятся мне персонажи, рубящие Кришне правду-матку в лицо! И почему в этом сериале положительные герои часто врут, а отрицательные говорят правду?
Далее ссора и ругань, у делегации из Хастинапура отбирают оружие, и Дурьодхана падает в бассейн. Отчего его по страшному колбасит, и он жаждет страшно жестоко отомстить за унижение.
Ещё понравившаяся мне сцена - первая ссора дяди и племянника, и их последующее примирение.
Потом будет про игру в кости . Уже сил на неё нет, зрелище это не для слабонервных.

Каждый раз хочу писать покороче и полаконичнее, и каждый раз выходят простыни текста, по объёму сопоставимые с первоисточником. А ведь я очень много выбрасываю. Но по-другому не получается.

Индия

Previous post Next post
Up