Этим летом, а точнее 2 августа, на архангельской набережной чисто случайно мне удалось встретить Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов», более того, как оказалось именно в этот день оно вернулось из уникальной экспедиции «Арктический плавучий университет». Это совместная история Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Росгидромета, Русского географического общества и национального парка «Русская Арктика». По сути, это такой образовательный проект, в ходе которого молодые учёные получают знания и навыки в реальных условиях северных морей. Более того - это единственная в России экспедиция, организованная с целью комплексного изучения Арктического региона.
Профессор Молчанов - это научно-исследовательское судно, было построено судостроительной компанией STX Finland на верфи города Турку, Финляндия (строительный номер 344), по заказу Советского союза в 1983 году. Строительство судна осуществлялось по проекту 637, тип «Академик Шулейкин». Спуск на воду состоялся 28 декабря 1982 года. В этот же день состоялась также церемония крещения. Судно было названо в честь Павла Молчанова, русского и советского метеоролога, изобретателя и испытателя первого в мире радиозонда. Владельцем судна тогда стало Гидрометслужба СССР с портом приписки город Мурманск, для работы в Мурманском территориальном управлении по гидрометеорологии и контролю природной среды. С 26 января 1983 года по 7 сентября 1991 судно занималось научными исследованиями в полярных широтах, совершив 34 похода под советским флагом, включая 3 глобальные гидрологические экспедиции под управлением Мурманского гидрометцентра.
2.
В 1997 году судно не совсем законно было передано Мурманским УГМС в аренду кипрской компании, которая до сентября 2011 года его использовала для организации туристических путешествий, просто катало норвежских туристов в Арктику. А ведь должно было заниматься наукой, изучением арктических широт, собирать сведения о состоянии погоды в данном регионе и т.д. Когда государство об этом узнало, вернули в родную гавань, а потом приняли решение передать НИС «Профессор Молчанов» Северному УГМС и прописать его в Архангельске. На борту судна было восстановлено необходимое для исследований оборудование и 5 августа 2011 года судно впервые отправилось в 45-дневную экспедицию в рамках проекта «По следам поморов» из Архангельска по маршруту Архангельск - Певек - остров Врангеля - Певек - Архангельск.
И вот новая тема. 01 июня 2014 года «Профессор Молчанов» отправился в свой первый рейс под флагом «Арктический плавучий университет». Он продлился 30 суток, и прошёл по маршруту Архангельск - Белое Море - архипелаг Шпицберген (Баренцбург, Ню Олесунн) - Баренцево Море - Архангельск.
3.
Основные характеристики НИС «Профессор Молчанов» IMO: 8010348: Тоннаж 2140 тонн, дедвейт 767 тонн. Длина 71,06 метра, ширина 12,8 метра, высота борта 6,45 метра, осадка 4,5 метра. Скорость хода 14,0 узлов. Автономность плавания составляет 70 суток. Мощность: 2 x 1147 кВт.
4.
5. Константин Зайков, руководитель рейса «Арктический плавучий университет-2018».
В этом году старт экспедиции состоялся 10 июля, а 2 августа участники вернулись домой. На этот раз за 24 дня они изучили экосистему на архипелаге Новая Земля и острове Вайгач (Архангельская область). Например, были отобраны пробы планктона, пресной воды, крови жителей удаленных населенных пунктов, также были сделаны замеры для оценки степени загрязнения атмосферы сажистыми частицами от судовых энергетических установок и т.д.
6.
Между прочим, впервые судно «Профессор Молчанов» обогнуло архипелаг Новая Земля с северной стороны и прошло вдоль побережья Карского моря. В непростой ледовой обстановке, трижды попадали в шторм, были обследованы западное и восточное побережья Новой Земли, сделаны высадки на территории национального парка «Русская Арктика»: в заливе Русская Гавань, заливе Благополучия, в бухте Ледяная Гавань, на м. Спорый Наволок и на м. Желания. Маршрут «Плавучего университета» также проходил через Соловецкие о-ва, м. Святой Нос, о. Вайгач и о. Колгуев.
7.
8. Как я уже сказал выше, ребята только причалили, вовсю собирали вещи, поэтому их каюты были не совсем в парадном состоянии, поэтому я их сильно фоткать и не стал...
В данной экспедиции приняли участие около 60 человек (26 иностранцы), среди которых студенты и научные сотрудники из России, Германии, Канады, Китая, Нигерии, Сербии, Франции и Швейцарии, представители Росгидромета, Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и т.д. Говорят, стоимость участия для одного человека составляло 330 000 рублей.
9.
Судно оборудовано 2-х, 3-х и 4-х местными каютами для экипажа и членов экспедиции. Каюты четвертой и пятой палуб оборудованы душем и санузлом, каюты третьей палубы оборудованы умывальниками, рядом блоки душевых кабин и санузлов. На борту есть две кают-компании и салон-бар, оборудованный для проведения лекций и занятий. На борту также есть место для занятия спортом, сауна и прачечная.
10.
11. Местная лаборатория
12. Очень здорово, что такие проекты в наше время есть! Кстати, вроде только закончилась юбилейная экспедиция, так уже идёт отбор счастливчиков на новую...
Большое спасибо
Союз «Архангельская ТПП» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Из серии Сделано в Архангельске:
Ещё из моих поездок по Архангельской области:
#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановАрхангельске #tpparh #ТППАО #Архангельск #Блогередетпозаводам #АрхангельскаяТПП #Архангельскаяобласть #САФУ
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 400 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto и
https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/