кудрин жует боян про судебную реформу

Feb 09, 2018 16:12

В последние 14 лет доля россиян, которые отрицательно оценивают работу российских судов, стабильно выше доли оценивающих ее положительно, указывают эксперты ЦСР со ссылкой на результаты опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ). В 2004 году респондентов, критически относящимся к судам, было 46%, в 2017 году их было 34%.
При этом опрошенных, одобряющих работу судов, в разные годы было от 16% в 2011 году до 32% в 2017 году.

Сейчас судейский корпус на 32% состоит из людей, профессиональный опыт которых на момент назначения сводился к работе в аппарате суда (причем между 2001 и 2013 годом доля судей, назначенных из бывших сотрудников аппарата, выросла с 19 до 58%). Как правило, такие судьи выдерживают высокую бюрократическую нагрузку и легко интегрируются в судейское сообщество. «К отрицательным последствиям следует отнести ограниченность юридического опыта» и «сокращенную юридическую подготовку», - указывают авторы доклада. Также «характер аппаратной работы [таких судей] создает привычку к подчинению руководителю и не способствует развитию навыков самостоятельного принятия судебных решений», написали эксперты ЦСР.

Экзамен для судей в нынешнем виде «нацелен скорее на умение оперировать знаниями, почерпнутыми в учебниках или в законе», нежели на выявление способности применять эти знания в нестандартных ситуациях, «в действительно состязательном споре с сильными сторонами», убеждены эксперты ЦСР.

В Кадровую комиссию при президенте входят помимо прочих представители правоохранительных органов. Они не только проверяют биографию судей на предмет компрометирующих данных, но и участвуют в обсуждении их кандидатур, утверждают авторы доклада, что «противоречит принципу автономии судебной власти». При этом критерии положительных или отрицательных рекомендаций, равно как и причины отклонения кандидатур, «нигде формально не отражены». Все это «создает впечатление кулуарности, необъективности решения этого вопроса и снижает доверие к процедуре отбора в целом», - подчеркивают в ЦСР.

Советник председателя Конституционного суда Тамара Морщакова оценила идею центра при правительстве для годового обучения кандидатов в судьи как очень хорошую, но не единственную необходимую. По ее мнению, менять нужно также систему отбора и назначения судей: «Как судей ни готовь, они будут зависеть от представителей исполнительной власти, сидящих в кадровой комиссии. Нынешняя процедура отбора ничего хорошего дать не может», - сказала она РБК.

Как стать судьей

По действующему закону претендентом на статус судьи может быть только человек с высшим юридическим образованием. Например, в районный, гарнизонный военный суд или арбитражный суд первой инстанции может быть назначен судьей человек, которому исполнилось 25 лет, отработавший в юридической специальности 5 лет. Для вышестоящих судов требования строже; в Конституционный суд не возьмут судью моложе 40 лет и с юридическим опытом менее 15 лет.

Любой юрист, подходящий под эти критерии, может сдать квалификационный экзамен на должность судьи. В случае успешного результата квалификационная коллегия судей может дать ему рекомендацию, которая направляется председателю того суда, где есть вакансия. Если председатель согласен с рекомендацией, он направляет представление назначении рекомендуемого лица на должность судьи в адрес президента. Далее пакет документов кандидата проходит через специальную кадровую комиссию при президенте. Затем глава государства подписывает указ.

По данным ЦСР, на разных этапах отсеиваются около половины кандидатов на должность судьи (исключая мировых судей). 30-40% отклоняют квалификационные коллегии. Еще 20-30% оставшихся кандидатов не проходят проверку кадровой комиссии при президенте.

Среди проблем судебной системы авторы доклада также выделяют высокую нагрузку, снижающую качество судопроизводства, зависимость судей от председателей судов, а также слабый контроль над обвинением в уголовном процессе, который выражается в излишней репрессивности и «обвинительном уклоне»: так, суды удовлетворяют 91% ходатайств следствия об аресте обвиняемых, а оправдательные приговоры судья в среднем выносит раз в семь лет.

Часть проблем должно решить урезание полномочий председателей судов по отношению к судьям - они не должны восприниматься как их работодатели, считают в ЦСР. Должность председателя предлагается сделать выборной и ограничить срок полномочий четырьмя годами. При этом участие председателей в назначении и ротации судей предлагается сделать минимальным.
В законе и уставах должны быть прописаны четкие критерии дисциплинарных наказаний для судей, чтобы они не могли быть инструментами произвольного давления, полагают эксперты.

На должности секретарей суда предлагается набирать не только выпускников юрфака, но также людей с любым высшим образованием; зарплату им предлагается повысить вдвое - это должно улучшить качество кадров в аппарате судов. Работу судебного клерка ЦСР предлагает не учитывать как юридический опыт - то есть, она не будет способствовать дальнейшему назначению судьей.

Кроме того, в ЦСР предлагают целый комплекс мер по снижению нагрузки на суды - например, существенное повышение госпошлины по искам.

Помимо предложенных ЦСР решений, не помешало бы ввести систему судебного контроля над расследованием уголовных дел, считает Морщакова. «Нужны меры, связанные с выявлением и исправлением дефектов работы правоохранительной системы. Судьи не должны быть заинтересованы в подтверждении того, что приносят в суд в качестве негодного материала следователи и прокуроры», - пояснила советник председателя КС.

Автор: Маргарита Алехина.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/08/02/2018/5a7b4b329a7947e3b87cd556?from=center_6

суд

Previous post Next post
Up