Анатомия террора. Документ № 5

Jan 29, 2023 18:43

О расстреле Васильсурской ЧК в селе Емангаши 50-ти крестьян

Десять лет назад Прокуратура Нижегородской области официально реабилитировала 19 жителей села Емангаши. (В прошлом это село входило в состав Васильсурского уезда Нижегородской губернии, ныне относится к Республике Марий Эл). Все они были расстреляны уездной чрезвычайной комиссией 19 ноября 1918 г. в отместку за массовые беспорядки, вызванные реквизициями хлеба и повлекшие гибель в обоюдных стычках с крестьянами двух коммунистов.


Васильсурск - уездный город Нижегородской губернии

Этот расстрел носил характер бессудной и преступной расправы. Никакого правильного следствия не велось. Отбор кандидатов на казнь велся произвольно с учетом классового признака - случай, впрочем, типичный, наблюдавшийся в то время в Советской России фактически повсеместно. Выступившее в 2013 г. с обращением  в прокуратуру Нижегородское историческое общество «Отчина» ходатайствовало о реабилитации не 19, а примерно 40 жителей Емангаши - столько содержал список, поделенный чекистами на две части: первая половина была отнесена к уже расстрелянным, вторая - к тем, кого, по сообщению уездной ЧК, намерены расстрелять в самое ближайшее время.
Такая неопределенность и дала работникам прокуратуры повод усомниться в том, что количество жертв достигало 40 человек, на всякий случай реабилитировали только 19. Под тем же предлогом коекто пытается сегодня шельмовать авторов книги «Политические репрессии в Нижегородской области 1917-1953», обвиняя их в недостоверности данных. Мол, нет справки с печатью - не было и события.
Итак, сколько же крестьян было истреблено в ноябре 1918 г. в марийском селении Емангаши? Вопрос позволяет прояснить еще один архивный документ, обнаруженный автором-составителем указанной книги С.А. Смирновым в нижегородском областном архиве (центральном). Это письмо жителя Емангашей, красноармейца Ивана Васильева, в газету «Правда». Написанное, видимо, по горячим следам события, что называется, с натуры, оно конечно же внушает гораздо больше доверия, чем реляции органов ВЧК, обычно подогнанные к требованиям момента. Из редакции газеты письмо попало в отдел местного управления НКВД РСФСР, а оттуда - в Нижгубисполком. Какие из него были сделаны оргвыводы, мы не знаем. Похоже, письмо красноармейца просто сдали в архив. Известно лишь, что организатор массового убийства в Емангашах главарь уездной ЧК Фадеев не понес никакой серьезной ответственности. В 1920-е гг. он занимал ответственную должность в прокуратуре Канавинского района  в Нижнем Новгороде. Совершенно идентичный случай произойдет два месяца спустя в Сергачском уезде: при мобилизации вспыхнули беспорядки в деревне Семеновка, погибло несколько коммунистов, отряд ЧК расстрелял за ночь 51 жителя, организаторы массакера остались безнаказанными. Станислав Смирнов.

Заявление красноармейца Васильева на действия комиссара Васильсурской ЧК т. Фадеева и о расстреле 50-ти крестьян, аресте и разграблении имущества небогатой части населения села Емангаши с требованием расследования и предания виновных суду революционного  трибунала (публикуется в сокращении).

Село Емангаши населено исключительно черемисами. В конце осени [1918 г.] в село приехал отряд коммунаров Егорьевской волости. В этом отряде были коммунисты с уголовным прошлым. Васильский совдеп послал их для отборки хлеба у крестьян села Емангаши, расположенное в 18-ти верстах от Васильсурска. Приехав на место, они начали хозяйничать, как кому хотелось, ломали замки у амбаров, хлеб забирали весь, жителей били прикладами и нагайками. В результате собралась кучка крестьян и убила двоих из отряда коммунаров, а остальные бежали обратно в город. На другой день т. Фадеев приехал со своим отрядом и бежавшими коммунистами Егорьевской волости. И еще был отряд военного комиссариата. Поехали частью сухим путем, частью на двух пароходах и одном катере, высланном на разведку. На пароход, вставший в Васильсурске на зимовку, погрузили пулемет, оружие, патроны. Поскольку на реке уже был лед, Фадеев силой заставил капитана. В селе никто не вооружался и не собирался выступать за советскую власть. А убили двух коммунистов потому, что они сами заслужили это.
Отряд вошел в село, не встретив никакого сопротивления. Разошлись по дворам и начали водворять порядок, то есть грабить снова и уже с большими силами. Заходили в избы бедняков, брали, что им надо, некоторые коммунисты из Егорьевских снимали свои лапти и надевали найденные у бедняков на печи сапоги, а которым сапог не хватало, брали онучи и навертывали себе на ноги. Забирали кафтаны и чапаны, а из городного отряда коммунистов брали, что получше: тулупы и шубняки крестьянские. Возражающих избивали прикладами, плетьми, кололи штыками и расстреливали, приговаривая: «Мы вам покажем, что за советская власть».
Фадеев был в одной избе, ему приводили черемисов допрашивать: где был, когда убивали коммунистов. Если отказывались, кричали «врешь, сволочь, к стенке его». Человек вставал к стенке и расстреливался. Товарищ Фадеев расстрелял семь человек лично, очень много из револьвера в избе.
В этот день было расстреляно 50 человек бедняков крестьян. В числе 50-тм человек расстрелянных было много пленных, вернувшихся из Германии. Кроме того, было арестовано не меньше 50 человек и отправлено в городскую тюрьму. Была наложена контрибуция и до сих пор везут из села в город коров, овец и т.д. Коров начали колоть на мясо и у каждой - мертвый теленок.

Источник: Центральный архив Нижегородской области. Ф. 56. Оп. 1. Д. 49. Л. 118-118 об.

Емангаши, Нижегородская губчека, Красный террор, Васильсурская ЧК

Previous post Next post
Up