Самая что ни на есть реальность, эта "дихотомия" в мозгах. Она нам уже обошлась в несколько миллиардов убитых в войнах. Нормальным людям войны не нужны. Кто их развязал?
Вы ищете ответ на вопрос кто виноват в развязывании войн? Я думаю, что эпоха мировых войн в индивидуально-личностном развитии каждого из нас соответствует возрасту примерно 4-5 лет. Именно это время, в средней-старшей группах детского сада, наиболее благоприятно для практического усвоения конфликтологии. Без прохождения этого этапа психического развития, дальнейшее развитие индивидуальности и личности свёртывается и искажается. Преодоление подобной дихотомии практически решается только в дошкольной образовательной системе, и ещё, если имеются специальные коррекционные условия, в начальной школе, и, по большому счёту, нигде более. Причём, индивидуальное развитие не только не должно пострадать от формировании личности в условиях коллектива, но напротив, получить максимум практической пользы. Вне коллектива сверстников с 5-6 лет индивидуальность не может развиваться, её развитие так или иначе купируется. Пока люди это не поймут, будущее человечества так или иначе будет оставаться под угрозой.
Вообще-то хотелось бы услышать версию происхождения этого странного разделения людей на два абсолютно непересекающихся типа. У нас есть один вариант объяснения. Но он требует пересмотра всей парадигмы современной науки о происхождении цивилизации на планете. Поэтому лучше его изложить в конце, и то если возникнет к нему интерес
( ... )
В чистом виде нигде не найдёте никаких таких "типов". Может быть, для Вас это будет несколько необычным утверждением, но в советское время ни в детских садах, ни, особенно, в школе, никто особо и не занимался развитием коллективистического сознания у детей. Если оно и зарождалось, то лишь по той причине, что объективных предпосылок для его становления, в целом, в сравнении с системой западного образования, было больше. Подумайте сами, о каком коллективе может идти речь, когда все уроки, даже у А.Макаренко, шли в режиме общения учителя с учениками один на один. Все ученики сидели за партами, глядя в затылки друг другу. Никакого общения между ними в процессе обучения и по поводу смысла и содержания изучаемого предмета даже не предполагалось. Да, Макаренко, скажем, и не делал упор на учебную деятельность. Да даже на символическую творческую деятельность не обращал особого внимания (а это игра, художественное творчество, театр, хореография и пр.). Всё его внимание уходило на то чтобы детский коллектив мог выжить, следовательно, осваивал
( ... )
Как же не найдем? Они в первом посте определены своими свойствами. Что там не так?
Вы же, создается такое впечатление, образно говоря, предлагаете взглянуть на вопрос в, так сказать, сатирическом плане, утверждая, вслед за Ильфом и Петровым, что дети не только наше будущее, но и ... наше прошлое, и именно там лежат его корни. Но всё же, почему же в чистом виде таких типов не найдем, когда их и искать не надо? В качестве наглядного примера можно предложить, к примеру, меня и Вас.
В чистом виде нигде не найдёте никаких таких "типов". Индивидуальность (то, чем люди отличаются друг от друга, все наши особенности...), лишённая личности (то, чем они становятся похожи друг на друга в результате взаимодействия-общения, коллективных видов деятельности) - это монстр, манипулятор, не способный видеть и ощущать никого, кроме себя-любимого. Довольно быстро такие люди нарываются на самые разные неприятности и уходят в небытие. В противоположность этому "типу" людей, люди с более сформированной личностью, но подавленной индивидуальностью (самобытностью) - это уже умирающие люди, хотя некоторое время они ещё могут выполнять некоторые общественные функции, функционировать как винтики социальной системы. Оба варианта, оба "типа" - абсолютно нежизнеспособны.
Эти два подвида - социальные. Это значит, что если кто-то позиционирует себя либералом, наделяет интересы личности высшим приоритетом, "качает" права человека, то отсюда вовсе не следует, что внутренне, психически, он - ярый индивидуалист, ничего не ощущает, "кроме себя родимого". Просто такова установка, сформулированная для него его начальством.
Поэтому с жизнеспособностью это деление связано очевидно не такой простой зависимостью...
Если рассматривать либерализм как психологическую установку, то это означает, что собственные интересы человек ставит пока ещё (или в большинстве случаев) выше общих, каких бы то ни было, интересов. И наоборот, социалист склонен жертвовать собственными интересами ради тех или иных общественных. Но различия между этими людьми не существенны. Эти различия не приводят к неразрешимым конфликтам. Совсем иное дело, когда убеждения являются результатом воздействия извне, скажем, воздействия родительского, затем учительского, потом со стороны начальства. И вот тогда они оба - люди с подавленной индивидуальностью. В той или иной степени. Потому что индивидуальность развивается только изнутри вовне, хотя и благодаря личности как средству развития индивидуальности. Беда начинается тогда, когда личность становится целью, когда сам человек ни целью, ни ценностью не является. В этом случае индивидуальность окукливается, человек перестаёт сам себя слышать, не то что других, становится психологически зависимым, его ориентиры перемещаются вовне. И он
( ... )
"Но различия между этими людьми не существенны. Эти различия не приводят к неразрешимым конфликтам".
Не существенны? Не приводят к неразрешимым конфликтам? Да ну...
Назовите хотя бы одного (в правильном понимании этого условия) представителя подвида "гомосоветикус", кто находится у власти в нынешнем "западном" обществе.
И назовите хотя бы одного представителя подвида "гомолибералис", который бы входил "на востоке" в число 20 миллионов, находящихся ниже черты физического выживания.
А те же, кто входит в эти социальные подгруппы, как Вы утверждаете, " всегда смогут друг с другом договориться, понять друг друга, принять, начать взаимодействовать всё более и более эффективно, на пользу друг другу"?... Доказать сможете?
Да, как в лагере условных "либералов", так и условных "социалистов" встречается немало догматиков, тех, кто хотя и имеет собственное мировоззрение, но оно ещё очень ограниченное, не обобщённое. Оно добыто ценой нелёгких усилий и связано зачастую с эмоционально отрицательно окрашенными переживаниями, потому не склонное к развитию, расширению и уточнению. Эти люди не склонны к общению с людьми, чья позиция отличается от их собственной, хотя и могут догадываться, что с этим у них личностные проблемы имеются, что их проблема в косности и излишней железобетонности однажды найденных способов жизни. Но ещё более опасны в социальном смысле люди, не имеющие вообще никакой собственной целостной картины мира, даже элементарной. Это - демагоги. Они могут говорить даже лучше догматиков. И меняться вместе с линией конъюнктурной партии или конъюнктурными взглядами. Но за их словами нет никаких представлений. Это самые безответственные люди.
То есть полагаете, что, теряя по 1 млн. человек в год за счет того, что 20 лет "реформ", проводимых "условными либералами", смертность примерно в 2 раза превышала рождаемость, около 20 млн. "условных социалистов" (правильнее все же "условных советских") умерли преждевременно неестественной смертью, будучи поставленными "реформами" в условия, несовместимые с жизнью,- они умерли потому, что - "имели собственное мировоззрение, не склонное к развитию", - "их проблема в косности и излишней железобетонности однажды найденных способов жизни"?
Понимаете, жизнь человека всё-таки не должна зависеть от того, снесут или не снесут завтра-послезавтра какой-нибудь памятник, пусть это будет даже памятник действительно достойному человеку или даже достойнейшей из человеческих идей или деяний. Скажем, памятник Ф.Дзержинскому. Ориентиры не могут находиться вовне. В противном случае, вместе с их сносом, который может произойти в силу самых различных исторических событий и причин, каждый раз мы будем рисковать потерять большое количество людей.
"хотелось бы услышать версию происхождения этого странного разделения людей на два абсолютно непересекающихся типа"
Если грубо, то это различие мироощущения у восточного и западного человека. Восточные общества гораздо более многолюдны, благодаря климату в т.ч. Они более зависимы друг от друга в смысле возможности выживания, потому более традиционны, склонны к патриархальности и консерватизму, к тому, что в системе ценностей превалируют ценности выживания рода, а не отдельных его представителей. На востоке до сих пор наибольшей ценностью обладают старейшины, как носители предания, способов жизни. А дети ценны лишь постольку, поскольку способны приносить всё большую пользу тому же роду. Но в современных условиях всё давно уже не столь однозначно. И на востоке, и на западе многие осознали как свои сильные, так и свои слабые стороны. И всё это корректируется, в т.ч. и в выбираемых направлениях психологических и педагогических исследований.
Reply
Reply
Я думаю, что эпоха мировых войн в индивидуально-личностном развитии каждого из нас соответствует возрасту примерно 4-5 лет. Именно это время, в средней-старшей группах детского сада, наиболее благоприятно для практического усвоения конфликтологии. Без прохождения этого этапа психического развития, дальнейшее развитие индивидуальности и личности свёртывается и искажается. Преодоление подобной дихотомии практически решается только в дошкольной образовательной системе, и ещё, если имеются специальные коррекционные условия, в начальной школе, и, по большому счёту, нигде более. Причём, индивидуальное развитие не только не должно пострадать от формировании личности в условиях коллектива, но напротив, получить максимум практической пользы. Вне коллектива сверстников с 5-6 лет индивидуальность не может развиваться, её развитие так или иначе купируется. Пока люди это не поймут, будущее человечества так или иначе будет оставаться под угрозой.
Reply
Reply
Reply
Вы же, создается такое впечатление, образно говоря, предлагаете взглянуть на вопрос в, так сказать, сатирическом плане, утверждая, вслед за Ильфом и Петровым, что дети не только наше будущее, но и ... наше прошлое, и именно там лежат его корни. Но всё же, почему же в чистом виде таких типов не найдем, когда их и искать не надо? В качестве наглядного примера можно предложить, к примеру, меня и Вас.
Reply
Reply
Поэтому с жизнеспособностью это деление связано очевидно не такой простой зависимостью...
Reply
Reply
Не существенны? Не приводят к неразрешимым конфликтам? Да ну...
Назовите хотя бы одного (в правильном понимании этого условия) представителя подвида "гомосоветикус", кто находится у власти в нынешнем "западном" обществе.
И назовите хотя бы одного представителя подвида "гомолибералис", который бы входил "на востоке" в число 20 миллионов, находящихся ниже черты физического выживания.
А те же, кто входит в эти социальные подгруппы, как Вы утверждаете, " всегда смогут друг с другом договориться, понять друг друга, принять, начать взаимодействовать всё более и более эффективно, на пользу друг другу"?... Доказать сможете?
Reply
Reply
- "имели собственное мировоззрение, не склонное к развитию",
- "их проблема в косности и излишней железобетонности однажды найденных способов жизни"?
Reply
Reply
Reply
Reply
Если грубо, то это различие мироощущения у восточного и западного человека. Восточные общества гораздо более многолюдны, благодаря климату в т.ч. Они более зависимы друг от друга в смысле возможности выживания, потому более традиционны, склонны к патриархальности и консерватизму, к тому, что в системе ценностей превалируют ценности выживания рода, а не отдельных его представителей. На востоке до сих пор наибольшей ценностью обладают старейшины, как носители предания, способов жизни. А дети ценны лишь постольку, поскольку способны приносить всё большую пользу тому же роду. Но в современных условиях всё давно уже не столь однозначно. И на востоке, и на западе многие осознали как свои сильные, так и свои слабые стороны. И всё это корректируется, в т.ч. и в выбираемых направлениях психологических и педагогических исследований.
Reply
Leave a comment