"Дайте мне крылья, я ими взмахну,
Родины-матушки воздух вдохну.
С ветром попутным хочу улететь,
Охрид и Стругу мою поглядеть..."
Дмитрий Миладинов.
Увы, мне не удалось запечатлеть Стругу с птичьего полёта. Перед вами всего-навсего увеличенная фотография магнитика. Я долго искала именно такой, хотелось, чтобы, кроме всех прочих красот этого небольшого македонского городка, был виден мост, который замечательно называется - Мост Поэтов.
Город Струга не входил в программу тура по Балканским странам. Но мне очень хотелось его увидеть. А все дело в том. что готовясь к этому путешествию, я вычитала, что в Струге ежегодно проводится поэтический фестиваль, куда съезжаются известные поэты со всего мира. Лауретом этого фестиваля, кроме прочих знакомых мне поэтов, был даже Иосиф Бродский. Причем, заочных лауреатов здесь не бывает. А еще я очень прониклась судьбой братьев Миладиновых, которые родились в Струге, и именно поэтому этот город стал поэтическим центром Македонии. Думаю, что теперь вам стало понятно, почему, прибыв в Македонию, я приложила все свои финансовые возможности, чтобы побывать в этом городе. И не пожалела. Тем более, что по пути к Струге я увидела столько
замечательного и
интересного.И вот - очередная сбыча мечт. Велкам! То есть, Струга меня ждёт и приветствует!
Если вы еще раз взглянете на мой магнитик, то обратите внимание, что в Струге много мостов, которые соединяют две части города. А возвышаются они над речкой, которая называется Чёрный Дрим . Почему "Чёрный" ? Не знаю. Правда, некоторые туристы в своих постах отмечали её черный цвет. Увы, я этого не заметила. Но речка очень примечательная тем, что вытекает она из Охридского озера. Да еще как бурно вытекает! И причем, единственная!
Шум стоит оглушительный. Похоже, что водяной поток всеми своими силами сопротивляется и возмущается тому, что его так бесцеремонно загоняют в речное русло.
А дальше Черный Дрим постепенно успокаивается и устремляется в сторону Албании, где его ожидает встреча с Белым Дримом, слившись с которым он превращается в самую большую реку Албании, которая будет уже называться просто Дрим (или Дрин). Но это будет не скоро. Потому покинем мост и пройдемся так же, не спеша, по Набережной этой красивой македонской реки.
Всё-таки река всегда украшает любой город. Я выросла на Днепре, поэтому с детства люблю реку, её запах, шум воды, прибрежную свежесть. Поэтому встреча с Черным Дримом была для меня просто находкй. Я даже забыла и о братьях Миладиновых и том, что приехала сюда ради того, чтобы постоять на мосту, с которого читал свои стихи Иосиф Бродский.
Вдоль всей Набережной стояли памятники. Но я уже к ним привыкла. Начиная со Скопье, скульптурные композиции, памятники, барельефы встречались буквально на каждом шагу.
Струга не была исключением. Македонцы очень любят чтить своих героев и знаменитых личностей. И хотя каждый бюст был подписан, они меня не очень-то интересовали, так как я знала, что это будут незнакомые мне имена. Правда, где-то здесь должны быть бюсты Сергея Есенина и Адама Мицкевича. Но мне они не встретились.
Но возле следующего памятника я застряла надолго. Я ведь знала, что Дни поэзии в Струге связаны с именем братьев Миладиновых, И вот сейчас я стояла рядом с ними.
Вряд ли многим из вас известны эти имена. Я ведь тоже раньше о них ничего не знала. Но прочитав переведенное стихотворение Константина Миладинова, так им прониклась, что немало времени провела перед монитором, выискивая сведения, проливающие свет на трагическую судьбу обоих братьев.
С обратной стороны - текст известного стихотворения Константина Миладинова "Тоска по югу". ("Т'га за југ"), которое было написано в Москве, когда он учился с 1856 по 1860 г. на факультете славянской филологии Московского университета. Прочтите его, пожалуйста. Перевод Виктора Крамаренко.
"Крыльями птицы вольной взмахнуть бы, Край мой далекий оком взглянуть бы! В наши места улететь, убежать, Кукуш, Стамбул хоть разок увидать. Так ли там светит солнышко мрачно, Так ли там воздух скверный и злачный.
Если, как здесь, там солнце не греет, Если оно темнеет, немеет, Я подожду, когда встанет заря И полечу в золотые края. Там, где тепло, где и сады и гнезда, Где с небосклона падают звезды.
Мрак здесь и тени змеями вьются, Темные силы ливнями льются, Холод и снег, пепел мрачных руин, Ветер холодный кочует один, Тьма опустилась на пепел холодный, Мысли в груди печальны и темны.
Нет, не могу я быть безучастным, Просто глядеть на холод ужасный, Дайте мне крылья, я ими взмахну, Родины-матушки воздух вдохну. С ветром попутным хочу улететь, Охрид и Стругу мою поглядеть.
Душу там греет родная заря, Солнце заходит в леса и поля, Сила природная любит мой край, Щедро разбросан ее урожай: Озеро трепетно тонет в лучах, Словно поглаженный ветром очаг, Синие горы тают немного. То красота - по велению Бога.
В той красоте на свирели б сыграть, Солнце заходит, а мне умирать".
Так кто же такие - братья Миладиновы? Дмитрий и Константин Миладиновы - болгарские поэты и фольклористы, авторы известного
сборника болгарских народных песен ( 665 песен и более 23 тысяч стихотворений). Македонцы считают, что именно братья Миладиновы являются основоположниками македонской литературной традиции. Мне не хочется пересказывать здесь их биографии и говорить о запутанных спорах между Болгарией и Республикой Македонией, которые, уверена, не дают спокойно отдыхать на том свете этим талантливым литераторам и патриотам своей родины. А они этот покой заслужили. Достаточно сказать, что Дмитрий Миладинов был осужден Константинопольским патриархом по наводке греческого епископа, как мятежник и враг государства. Он был арестован и отправлен в Стамбул. Константин поехал к нему на помощь, но также были арестован, как российский агент. Братьев обвинили в призыве к восстанию и воссоединению с Россией. Последние месяцы их жизни по сей день остались самыми неясными. Известно только, что они погибли в тюремных застенках Царьграда почти в одно и то же время. Погребение прошло без свидетелей, - могилы, конечно же, неизвестны.
Кто желает узнать их биографию, обратитесь
СЮДА. И более подробно
ЗДЕСЬ. Пророческими оказались слова Константина Миладинова: "Озеро трепетно тонет в лучах, Словно поглаженный ветром очаг, Синие горы тают немного. То красота - по велению Бога. В той красоте на свирели б сыграть, Солнце заходит, а мне умирать". В 32 года...
Но правда всё-таки есть. В честь братьев Миладиновых проводится Фестиваль поэзии и самая престижная награда этого Фестиваля носит их имена. И открывается Фестиваль песней "Тоска по югу", которая стала гимном Стружских вечеров поэзии. (Фото из Википедии).
Уважаемый Анатолий
parashutov , прислал мне портреты братьев Миладиновых, написанные современным известным македонским художником Родолюбом Анастасовым в 1999 году.
А вот и Мост Поэтов - главное действующее лицо этого Фестиваля. Началось всё в 1961 году, когда несколько молодых македонских поэтов именно на этом мосту решили отметить 100-летие выхода поэтического сборника братьев Миладиновых чтением своих стихов.
Идея была подхвачена всеми македонскими поэтами, затем поэтами Югославии. А с 1966 года Струга начала встречать поэтов со многих стран, т.е. Фестиваль официально стал международным. И его первым Лауреатом стал наш Роберт Рождественский. С тех пор сюда, в Стругу на «Струшки вечери на поезијата», ежегодно съезжаются поэты, переводчики, эссеисты и литературные критики из 90 стран мира.
Надеюсь, что вы узнаете здесь наших поэтов. А Иосифа Бродского нашли? Золотой венок лауреата он получил в 1991 году. К сожалению, мне не удалось найти в Сети подробностей об участии Иосифа Бродского в этом поэтическом мероприятии.
Между прочим, награждали здесь и тех, кого считался диссидентами и неугодными в своей стране. Булат Окуджава стал Золотым лауреатом в 1967 году.
«Струшки вечери на поезијата» проводятся ежегодно в августе. Наверное, в Струге тогда яблоку негде упасть. А пока на Набережной не очень многолюдно. И кафешные столики пустуют.
Можно было еще погулять по Струге. Но день и так оказался переполненным впечатлениями. Я только заглянула на одну из улиц. Обычный городской пейзаж. Кстати, в Струге больше половины населения - албанцы. Но это и не удивительно - граница совсем рядом. Интересно, на каком языке здесь общаются жители? Судя по тому спокойствию и тишине, которые царят в городе - языковой проблемы нет. Но вообще-то, Македония - очень интересная страна. Соседние страны на неё обижаются, а она проводит фестивали в честь болгар, ставит памятники грекам, украинцам и россиянам, почитает болгарских святых, а албанский язык звучит по радио и по телевидению.
И мне в Македонии было очень хорошо. Вот только судьба братьев Миладиновых до сих пор не отпускает. Может, сейчас, когда о них вам рассказала, легче станет...
На всякий случай:
"Константин Миладинов
Т’ГА ЗА JУГ
Орелски крилjа как да си метнех
и в наши ст’рни да си прелетнех!
На наши места jа да си идам,
да видам Стамбол, Кукуш да видам;
да видам дали с’нце и тамо
мрачно угревjат, како и вамо.
Ако как овде с’нце ме стретит,
ако пак мрачно с’нцето светит,
на п’т далечни jа ке се стегнам
и в други ст’рни ке си побегнам,
к’дето с’нцето светло угревjат,
к’де небото дзвезди посевjат.
Овде jе мрачно и мрак м' обвива
и темна м’гла земjа покрива;
мразоj и снегоj, и пепелници,
силни ветриштца и виjулици;
околу м’гли и мразоj земни,
а в гр’ди студоj и мисли темни.
Не, jа не можам овде да седам!
Не, jа не можам мразоj да гледам!
Даjте ми крилjа jа да си метнам
и в наши ст’рни да си прелетнам.
На наши места jа да си ндам,
да видам Охрид, Струга да видам.
Тамо зората греит душата
и с’нце светло заjдвит в гората;
тамо дарбите - природна сила
со с’та раскош ги растурила:
бистро езеро гледаш белеит
и си од ветар синотемнеит;
поле, погледниш или планина,
сегде божева jе хубавина.
Тамо по с’рце в кавал да свирам,
с’нце да заjдвит, jа да умирам.
Во Москва"
Кукуш - сейчас город
Kilkis в Греции. Бывшая болгарская деревня, где Дмитрий Миладинов преподавал греческий язык.