Эта фотография сделана возле дома , где родился великий сын Беларуси, Литвы, Польши и США - Тадеуш Костюшко. Более сотни километров везли меня сюда добрейшие люди по прекрасным автострадам, мимо ухоженных и прибранных полей, мимо аккуратных деревень и посёлков, по пути останавливаясь в интереснейших местах, чтобы показать мне, сколько историй хранит их земля, и как эту вековую историю беларусы бережно хранят и восстанавливают.
Выезжали в путь-дорогу мы из Бреста.
В Бресте я была уже несколько раз и показывала вам мои впечатления. В принципе, они и не изменились. Чистый, ухоженный и очень приятный город.
Всё так же стоит Ленин на проспекте Независимости и показывает верный путь.
Не устал охранять Брест и брестчан всё тот же бронзовый ангел, уверенно стоящий на вершине гранитного монумента Тысячелетия, который отражает всю историю Беларуси.
Если бронзовый ангел охраняет Брест, то за порядком на улицах строго следит бронзовый дворник. Не потому ли меня всегда поражает чистота и порядок в городе. Кстати, подобных монументальных фигур в Бресте не счесть. Здесь, на улице Гоголя, проживает множество его персонажей. Причем, выполнены они с большой любовью и уважением к творчеству Николая Васильевича.
Я была в Бресте в начале декабря. когда как раз начинались предновогодние ярмарки. Пока ничего особо красивого и Рождественского не было, да и людей было маловато в сувенирных магазинчиках, но приближающиеся праздники уже чувствовались, так как
хрюшки уже появились. Это же надо! Год Свиньи...Как и у нас...
В этот раз я восполнила свой пробел и посетила Музей истории города Бреста. Музей находится в очень интересном доме, построенном по проекту архитектора Юлиана Лисецкого. После Первой Мировой войны Брест (тогда Брест-над-Бугом), принадлежал Польше (до 1939 года) и стоял в руинах. Международный банк выделил кредит для возрождения города, с этой целью в Брест был направлен молодой варшавский архитектор Юлиан Лисецкий, который мечтал создать здесь город-сад. Погиб он в 1944 году, но оставил о себе замечательную память в виде таких вот очаровательных и очень удобных для жизни домиков-коттеджей. Мне очень хотелось написать об Юлиане Лисецком и о его домах, но, к сожалению, собрала очень мало материала.
Музей небольшой, но очень милый. Несколько трогательных экспонатов из прошлого. Например, игрушки. Оказывается, в Бресте когда-то была фабрика по изготовлению игрушек.
Больше всего мне хотелось увидеть в музее большую картину брестской художницы
Анастасии Фетисовой, с которой немного знакома. Эта уникальная художница много лет изучала средневековые источники, чтобы создать подробную живописную панораму Берестье (первоначальное название Бреста). Представьте себе, все эти здания, домики и улицы воспроизведены с топографической точностью. И каждый раз, вспоминая трагическую историю Бреста, я не представляю, как можно было стереть с лица земли прекрасный старый город, вместе со всеми застройками, хранившими на себе отпечаток веков, и построить на этих исторических руинах военную Цитадель - Брест-Литовскую крепость...
В музее я абсолютно случайно разговорилась с сотрудником музея. Как же мне везет на встречи с замечательными и доброжелательными людьми! Он мне подсказал маршрут путешествия по окрестностям Бреста. В этот предполагаемый маршрут должны были входить: помещичья усадьба, дворец и замок - всё то. что я так обожаю.
В городке Коссово ( не путать с Косово) я подглядела замечательную карту. Немного её подредактировала, и у меня получился красочный маршрут нашего путешествие. Толстая красная черта - наш путь к пунктам Пружаны, Ружаны и Коссово. Тонкая крассная - наш обратный путь. Прерывистая красная к Несвижу и Миру - это моя мечта, которая могла бы быть исполнена. Но я подумала, что весной или летом туда гораздо приятнее поехать. Скоки, Каменецкая Вежа, Беловежская Пуща, Иванцевичи - там я уже была, но почему-то о них ничего не рассказывала. А стОило...
Первая остановка на нашем пути - городок Пружаны. Городом назвать не получается, так как его население всего навсего - 19 тысяч. Конечно же, я подготовилась к поездке и знала, что нам нужно здесь искать. А ездить с навигатором - одно удовольствие! Но по пути к искомой помещичьей усадьбе было столько интересного!
Я уже говорила в прошлых постах о Беларуси о том, что там, где я была, не услышала ни одного слова по-беларуски. И когда машинально благодарила словом "Дякую!", -встречала удивленный взгляд, т.к. по-беларуски слово благодарности звучит также. Но все названия улиц, надписи, рекламы были по-беларуски. Этакая дань родному языку. Читать эти надписи было интересно. Оформление названия улиц в Пружанах мне очень понравилось. Например, согласно "исторической" табличке, за 5 веков улицу Советскую переименовывали 7 раз - Дворная. Замковая, Гродненская, Shlosstrasse, Dr.Pacevicha, Haupstrasse и Советская с 1944 года.
Тут же, по пути, попалось интереснейшее строение.
Пройдя вдоль всех аркад, была обнаружена надпись, которая, кстати, мало что прояснила.
С противоположной стороны были такие же аккуратные и стройные колонны. Ряд закрытых наглухо дверей ничего не подсказывал. Пришлось обратиться к Сети, чтобы выяснить, что это это всего-навсего торговые ряды с названием "Белые лавки", имеющие историческую ценность, так как построены в конце 19 века.
Все мои попытки вместить эти торговые ряды в фотокамеру не увенчались успехом, хотя пришлось стоять на проезжей части. Зато запечатлела свою тень. Удивила пустота и закрытость такой красивой торговой точки. Но выяснять причину этого было некогда.
Прямо напротив Торговых рядов - Александро-Невский собор, построенный также в конце 19 века, вернее, вскоре после польского восстания 1863 года, когда российское правительство начало применять меры по русификации Беларуси. Строили церковь, кстати, из кирпича заводика, конфискованного у местного помещика Валентина Швыдковского, к имению которого мы сейчас и направляемся.
Проезжаем мимо замечательного мостика через речку Мухавец (она знакома мне по Бресту). Наверняка, его называют "Мостом Любви" - вон сколько под ним навешано замочков. Но скульптура мне понравилась, хотя я её как следует не рассмотрела, так как не хотелось останавливаться.
Но вот и долгожданный музей-усадьба, которую называют "Пружанский палацик". И опять - множество замочков, но в этот раз - вокруг красного сердца. Вот каким любвеобильным оказались эти Пружаны!
Ошибиться я не могла, так перед поездкой не только готовилась к маршруту, но и внимательно рассматривала рисунок Наполеона Орды, которому посвятила
два полноценных поста. Кто не читал - рекомендую. Об этом исключительно интересном человеке стОит знать побольше. А он родился совсем недалеко отсюда. То есть, если мы внимательно рассмотрим этот рисунок, то заметим, что за два века Пружанский палацик практически не изменился. А ведь рисунок Наполеона Орды датируется 1870-м годом.
Ах, как же нам повезло с погодой! Картинка, которая открылась нашему взору, когда мы вошли через открытые ворота в бывшее родовое гнездо Валентина Швыдковского была исключительная! Правда, немного пощипывал легкий морозец, но какое это имело значение, когда светило солнышко, а небо сияло своей голубизной, оттеняя белый дворец, который так хорошо назывался "палацик".
Когда-то Пружанский ключ принадлежал к "королевским столовым имениям" Речи Посполитой, т.е. доход от него шёл в королевскую казну. После раздела Польши Екатерина Вторая щедрой рукой начала раздавать, бывшие теперь, королевские земли своим приближенным. Так, в 1795 году хозяином Пружан становится генерал-фельдмаршал Румянцев-Задунайский, - тот самый, который воевал с Тадеушем Костюшко, и это именно его надпись на надмогильном постаменте в Киево-Печерской Лавре гласила: "Внимай росс! Пред тобою гроб Задунайского!" . Вряд ли сам генерал-фельдмаршал здесь жил, - у него было достаточно других имений. Известно, что его потомки распродали Пружанские земли. Непосредственным хозяином Пружанского имения, в котором мы сейчас находимся стали помещики Швыдковские, о которых хочу немного рассказать.
Заходим в палацик, и сразу же обращаю внимание на уникальный герб. Не знаю, как вы, а я обожаю рассматривать всяческие гербы, потому что из их всегда можно добыть много интересной информации. Но этот герб оказался весьма загадочным. (Кроме, конечно, даты основания Пружан.) Ни один источник достоверно не сообщил, что означает сия страшная змея с короной на голове, да еще и заглатывающая кричащего немовля.
Но зато я узнала, что самой первой владелицей Пружан была королева польская и великая княгиня литовская Бона Сфорца.Интереснейшая личность! Чем только она не владела! Даже недалеко от моего Нетишина есть гора её имени с остатками королевского замка. После Боны Сфорцы владелицей Пружан стала её дочка, Анна Ягелонка, которую вам показываю. При ней и появился этот жутковатый герб "в виде извивающегося ужа, из пасти которого появляется до половины дитя". По одному из предположений рисунок герба связан с местной легендой о том, что однажды из речки Мухавец вылез огромный змей и проглотил ребенка Анна Ягелонки. Вот и повелела несчастная королева запечатлеть это трагическое событие в гербе своих Пружан.
Но перейдем наконец-то к осмотру комнат музея, а по пути я буду вам рассказывать о Валентии Петровиче Швыдковском, первом хозяине этого дома, который из старого деревянного дома, где-то в 1864 году , соорудил этот каменный трёхэтажный палацик.
Валентий Петрович был предводителем дворянства Пружанского уезда и одним из самым богатых помещиков Гродненской губернии. Но как это ни странно, ни фотографии, ни портрета хозяина дома и такого влиятельного человека, в музее нет. Как и не известна точная дата его рождения. Но жизнь у него была очень интересная. Кстати, увидев эту огромную пальму в большой зале и картины на стенах с изображением цветов, я сразу же подумала, что когда-то здесь жил родственный мне человек.
Кроме кирпичного заводика (помните, я уже о нем упоминала), Валентий Петрович построил рядом с палациком оранжерею, где росли не только экзотические цветы, но и пальмы, цитрусовые и даже ананасы. Его оранжерея была известна на всю Литву. Говорили, что даже у Радзивиллов в Несвиже не было ничего подобного.
Обратите внимание на столик. Его ножки сделаны из рогов, а столешница - спил какого-то дерева. Замечательная идея!
Женился Валентий Петрович очень удачно и по любви. Жил в своё удовольствие, ездил на уездные заседания, где пользовался большим влиянием, благоустраивал свой уезд, собирал библиотеку, охотился, занимался любимым делом - садоводством, принимал гостей, среди которых был и Наполеон Орда. Жить бы и радоваться, но...
наступил 1863 год, и вспыхнуло польское востание против Российской империи. Валентий Петрович оказался большим патриотом, забыл, что он "государев человек" и возглавил подпольный повстанческий уездный комитет. Как известно, восстание было жестоко подавлено. Когда начались "разборки" и аресты , бывший предводитель дворянства бежал за границу. Его имение, как участника восстания, было конфисковано в казну. Вот тут-то и выручила его любовь к растениям. Не имея средств к существованию, устроился работать садовником. Всё это время, его жена, которая осталась в Пружанах, писала челобитные во все инстанции с просьбой вернуть имение и простить её супруга. В 1867 году император Александр Второй внял её просьбам - имение вернули, а мужа простили. И жили они еще долго-долго вместе. А когда верная жена умерла, Валентий Петрович продал своё имение и уехал в Варшаву, где и умер в 1900 году.
Самым интересным в музее оказался для меня второй этаж, где находится постоянная выставка, посвященная очень интересному и известному человеку.
Я уже упоминала о том, что Валентий Петрович любил принимать гостей. Одним из них частенько бывал в этом доме
Юзеф Игнаций Крашевский. Мне это имя хорошо известно. И совсем не потому, что я хорошо знаю польскую литературу, а потому, что с большим удовольствием читала его интереснейшие "Спогади з Полісся, Волині й Литви" и пытаюсь переводить для себя его " Obrazy z zycia i podrozy. Но я совершенно не знала, что автор этих воспоминаний не только писатель, этнограф и путешественник, но и самый плодовитый автор в истории польской литературы.
Обратите внимание на этот настенный экспонат. Это оригинальный перечень произведений, написанных Юзефом Игнацием Крашевским. 232 романа, тысячи литературных, научных, краеведческих, искусствоведческих статей, около 30 тысяч листов (!!!), исписанных перьевой (!) ручкой.
Кроме того,писатель был еще и прекрасным художником. На стенах музея - множество его рисунков и картин. И не только копии! Оказывается, Юзеф Игнаций Крашевский сам иллюстрировал некоторые свои произведения, особенно те, где рассказывал о своих путешествиях.
Если будут желающие, то я покажу вам всё то, что мне удалось запечатлеть из фотографий и рисунков этого удивительного человека.
Хочу добавить, что во всех музеях, где мне пришлось побывать во время этого "вояжа" разрешалось фотографировать. Причем, абсолютно бесплатно. Единственное запрещенное место для фотографий - это зал со старинными иконами. Кстати, на сайте музея "Пружанский палацик" говорилось о том, что в музее есть уникальная икона 16 века "Тайная вечеря". Увидеть её не удалось, так как икона хранится под семью замкАми. И показывают её только избранным.
Рядом с палациком расположен огромнейший парк. Когда-то, во времена Валентия Петровича, его площадь превышала 8 га. Здесь неутомимый садовод выращивал черешни, вишни, груши, прочие плодовые деревья и даже занимался разведением винограда. А вдали можно увидеть оранжерею, в которой предводитель дворянства холил и лелеял свои экзоты.
Представляю, как здесь хорошо и красиво летом. Думаю. что это любимейшее место отдыха для пружан. Как же замечательно, что в Беларуси есть неравнодушные люди, которые восстановили эту, когда-то позабытую и позаброшенную усадьбу, чтобы мы могли не только почувствовать аромат старины, но и помянуть добрым словом тех, кто давным-давно ушли в небытие.
Выезжая из Пружан мы проехали мимо очень красивого костёла, в постройке которого также принимал участие наш Валентий Петрович. Костел Вознесения Девы Марии был построен в 1878 -1883 г.г. То есть Швыдковские успели побывать его прихожанами. С 1951 по 1991 год здесь размещался Дом Культуры ( хоть не склад!). Сейчас костёл действующий, но, к сожалению, был закрыт.
Вот ведь как бывает. Хотела за один раз описать и Пружаны, и Ружаны и Коссово. Но, как всегда, в один раз не получилось. Но мне так было интересно вспомнить все подробности нашего маленького путешествия, что заговорилась. Приношу свои извинения. А моим дорогим беларуским друзьям Лиле и Саше - огромная благодарность и признательность.
А чтобы вы не забывали ко мне заглядывать, показываю заглавную фотографию следующего поста. И это не Вена, не Версаль и не ВДНХ. Это - бывший уездный городок, а теперь посёлок Пружанского района Брестской области - Ружаны, с населением 3 тысячи человек. Вот она какая - БЕЛАРУСЬ!
P.S. До домика Тадеуша Костюшко осталось совсем немного...