Вообще-то я не люблю насекомых. Ни кузнечиков, ни стрекоз. Ни даже бабочек. Но сестре на день рождения я подарила два билета в музей тропических бабочек, а ей, как оказалось, пойти не с кем.
Ладно, подумала я. В конце концов, тропические бабочки - не капустницы. Должно быть интересно.
Три небольших зала. Перед ними - гардероб. Сдаёшь верхнюю одежду, но это не особенно помогает - от духоты всё равно никуда не денешься. С помощью искуственно поддерживаемой температуры воздуха и специально выращенных в горшках растений здесь пытаются создать атмосферу тропиков. Чтобы бабочкам казалось, что они дома. Для этой же, наверное, цели, вдоль стен расставлены удивительно красивые камни, среди которых я признала мои любимые аметист и малахит. И ещё какой-то мне понравился, с золотистыми кляксами. Не знаю, как он называется. Должно быть, он тоже тропический.
Бабочек кормят. На деревянных жёрдочках лежат гниющие фрукты: бананы и яблоки. На фруктах кое-где сидят дрозофилы. А кое-где - сами бабочки.
Это обыкновенное здание, похожее на множество других зданий для музеев. Это даже не оранжерея. Здесь тесные стены и низкие потолки.
Помещение, впрочем, большое. И вполне себе уютное. Может показаться, что с бабочкиными размерами и отмеренным для бабочки веком, большего и не надо.
Но оказывается, рождённым в неволе бабочкам недостаточно ни растений, ни воды, ни фруктов. За их короткую жизнь им хочется увидеть много-много всего, гораздо больше, чем они обречены видеть, и бабочки бестолково тычутся в белые бетонные тупики музея, которые здесь для них - всюду. Беспомощно шуршат по стенам яркие хрупкие крылья. Я сама видела, как медленно-медленно падал сверху маленький кусочек крыла, а похожая на "павлиний глаз" красавица всё продолжала биться где-то под потолком. Потом, видимо, устала: села на жёрдочку рядом с гниющим бананом, расправила обломанные крылья, затихла.
Здесь очень много бабочек с обломанными крыльями. И живых, и мёртвых.
Бабочек выращивают в специальном аквариуме. На искусственном маленьком дереве висят куколки с ещё не рождёнными летуньями. Посетителям рассказывают, что для каждого типа бабочки - своя куколка. Рассказывают о том, как бабочки появляются на свет. Как вылезают из своего кокона, сохнут, набираются сил. И начинают жить. То есть, летать с листика на листик выращенных в горшках кустов и лиан, питаться гниющии фруктами. И обламывать крылья о белые потолки, точно зная откуда-то, что должны быть не здесь, что природа создала их для какого-то другого места.