«За бессмертие молюсь твое ...»
Автор: Александр Бакуменко
5 октября 2010 исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Забаштанского, поэта легендарной судьбы, который в неполных восемнадцать лет в результате несчастного случая - взрыва в каменном карьере - остался без глаз и рук. Сорок три года героически боролся Владимир Емельянович со своей физическим недугом и побеждал его в Слове ...
Судьба поэта-трибуна судьба его лирического героя, от имени которого всегда выступает автор, неотделима от судьбы Украины, от судьбы народа. Поэтому так органично сегодня звучат строки из стихов Забаштанского, в которых художник не только поднимает достижения украинства на пути государства, но и пишет о том, что болит всем нам.
Народное все - от земли до голубой
От судей до фабрик, от света к тьмы.
По дебрям народных кагаты набитые
Народными, конечно, костьми.
Народное все - от ракет до соломы,
От хора Веревки до звона струны.
С палками на улицах спецкостоломы -
Так же народные сыновья.
Народное все - в ганеби и славе
Из рабства медленно идем к цели,
Чего же это так тяжело в народной государстве
Народу правду найти?
Было так и будет от рода к роду,
Все будет народным и все не его.
Пока и власть народная у народа
Боится народа своего.
Не правда ли, очень уж по-современному звучат эти, полные гнева и горечи, строки В. Забаштанского, написанные в годы прошлых?
Или вот строки из стихотворения под красноречивым названием «Мамочка»:
За волю искренние патриоты,
И каждый сначала за свое,
И патриоты лишь постольку,
Пока по воле гендель есть.
Пока гендель есть из свободы,
Как был из рабства, с которым рву.
Ах, почему я вас на рабским поле
НЕ вылила на крапиву!
Одним из основных жизненных принципов Владимира Забаштанского был принцип личной важности для общества, желание быть полезным своему народу, близкому окружению, всем людям, которые занимались жизнью и творчеством поэта и стремившихся хотя бы в чем ему помочь. Он имел чувствительную душу к чужому горю и стремился помогать каждому, если была такая возможность. И парадоксально, но случалось так, что физически немощный человек помогала здоровым, красивым людям чувствовать свою потребность для общества. Владимир Емельянович жил с Богом в сердце и Божьей искрой в душе и это, пожалуй, было той силой, что в итоге подняла и вернула Забаштанского к полноценной жизни. Имея физические недостатки, Владимир Емельянович постоянно чувствовал ограниченность в общении с окружающим миром. Поэтому возможность диалога в эфире украинского радио у многих не только литературных, культурологических передачах, но и общественно-политических программах была для него хорошей возможностью общения и выражения своей гражданской позиции, своей мудрой мысли народа, который беспрекословно доверял писателю, советовался с ним, а иногда искал и поддержки своим действиям.
Небезразличной для каждого украинский стала «Молитва» за Украину Владимира Забаштанского, образец высочайшего патриотизма, его обращение к современникам и потомкам. Поэт призывает осознать свой долг перед Родиной, перед ее прошлым и будущим, осмыслить нелегкий исторический путь к независимости Украины. Его «Молитва», как и все произведения гражданского звучания, поднявших образ матери-Украине, имеет символическое значение в обращении к разным поколениям украинский не стоять в стороне от проблем Украины, а быть ее «зодчими», добросовестными и честными строителями. Такими, каким был в своем служении Отечеству Владимир Забаштанский. Сегодня мне часто вспоминаются слова из его пророческой «Молитвы»:
Украина, только в милосердии
Время единения сыновей наступает.
Это ничего, что мы не бессмертны,
За бессмертие молюсь твое.
В мире высоко чтят имя Владимира Забаштанского. Международная премия Фонда семьи Антоновичей (США, 1997) подчеркнула мировое признание творчества Владимира Забаштанского и среди всех украинских общин мира. А за книгу «Запах далей» (1982) 1986 року Забаштанский получил Государственную премию Украины имени Т. Г. Шевченко.
Произведения В. Забаштанского, а это - более двадцати поэтических сборников, пользуются читательской вниманием и сегодня, после смерти автора. Они вошли во многие антологии и коллективных сборников. Семь престижных литературных премий увенчали эти произведения. Последней премией была премия имени Владимира Свидзинского, которую получила вдова писателя. Орден «За мужество», вручен поэту 1997 года, как бы символизирует принадлежность Забаштанского к когорте несокрушимых борцов, которые побеждают в бою трагической судьбе.