Влюбленные на сцене соловьиного театра

Dec 08, 2010 16:16

Влюбленные на сцене соловьиного театра
Автор: Светлана ЕРЕМЕНКО
С тех пор как Донецким национальным академическим театром оперы и балета им. Анатолия Соловьяненко руководит триумвират в составе генерального директора Василия рябого, художественного руководителя Вадима Писарева, главного дирижера Василия Василенко каждая новая постановка - это, без преувеличения, шедевр театрального искусства. Именно благодаря тому, что каждый из руководителей театра - Личность, Художник и Талант. И это относится ко всем трем, потому что быть талантливым администратором не менее важно, чем звездой балета как Вадим Писарев, или виртуозным дирижером как Василий Василенко.

Так было с оперой Данькевича «Богдан Хмельницкий», которую по ширине формата, творческим потенциалом и энергетическим напряжением вряд ли можно сравнить с любым действом на оперных сценах Украины. Чтобы послушать один из непревзойденных по мастерству шедевров Джузеппе Верди оперу-буффа с философским подтекстом «Фальстаф», в которой воплощены лучшие итальянские вокальные традиции, почитатели оперного искусства должны ехать в Донецк, потому что нигде больше в Украине она не идет. В последнее же время любителей балета, будто магнитом притягивает в театр новая постановка «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева, которая поразила и очаровала публику еще на премьере, состоявшейся осенью прошлого года.

Этой театральной осени «Ромео и Джульетта» стала настоящей жемчужиной XVII Международного фестиваля балетного искусства «Звезды мирового балета», который состоялся в Донецке с 1 по 10 октября.

Выбор «Ромео и Джульетты» стал символическим и продуманным шагом для всего коллектива театра, ведь в следующем году весь мир будет отмечать 120-летие со дня рождения Сергея Прокофьева, который родился в селе Красное на Донетчине. И главной целью руководства театра стало «возвращение Прокофьева Украина». Парадоксально, но факт, что музыка «композитора планетарного масштаба», по выражению В. Василенко, наиболее выполняемая в мире, сегодня - меньше звучит в Украину и, в частности, в Донецке.

- Музыку Сергея Прокофьева, полную глубиной и драматизмом, можно сравнить разве что с Пуччини - вершиной в оперной драматургии, - восторженно рассказывает дирижер Василий Василенко. - Прокофьев - это такая глыба, композитор мирового масштаба, рожденный украинской землей, и мы должны гордиться им, знать и понимать его произведения, в которых буквально каждая нота имеет свою «температуру».

Чтобы передать всю энергетику, динамичность и глубину произведения Сергея Прокофьева, оркестр под руководством Василия Василенко много и напряженно репетировал. Для усиления звучания дирижеру пришлось по-другому рассадить музыкантов, увеличить группу валторн, ввести саксофон ... Благодаря дирижерской мастерства маэстро Василенко, музыка Прокофьева в блестящем исполнении оркестра, точно передает весь трагизм шекспировской драмы, глубину переживаний ее героев, она, проникая в самую душу, обостряет восприятие всего сценического действа.

Над постановкой «Ромео и Джульетты» коллектив театра напряженно работал несколько горячих летних месяцев. И первое, на что обращает внимание зритель - это художественное оформление сцены - декорации, сценографию которых разработал Сергей Спевякин - главный художник театра. Монументальные, величественные декорации настолько передают дух эпохи, среда романтической Вероны, присутствующих в зале будто переносятся в атмосферу аристократических замков, роскошных балов, рыцарских турниров и чувствуют себя не зрителями, а соучастниками действа. И хотя сегодня модный сценический минимализм и часто режиссеры оставляют на сцене два стула и несколько полок, талантливо выполненных декораций - настоящих произведений искусства ничто не заменит!

Способствуют ощущению эпохи нарядные костюмы веронских аристократов, разработанные Оксаной Кубекиною - художником по костюмам. Они захватывают блеском и роскошью и углубляют впечатление от театрального действа. И это неслучайно, ибо специально для этого спектакля швейным цехом театра было сшито 200 новых костюмов, которые поражают изысканным вкусом и дают возможность лучше представить жизнь шекспировских героев.

А вот и они. Романтическая и одновременно трагическая пара влюбленных, которая на протяжении веков волнует умы и души молодых и старших, которая является примером верности, преданности и чистоты, история которых вселяет веру в непобедимую Любви. Главные роли Ромео и Джульетты выполнили ведущие артисты театра Ирина Комаренко и Максим Вальчик. Блестящая хореографическая мастерство, грациозность, пластичность и тонкое личностное образа героя, вот что в первую очередь характеризует игру и танец этих безусловно талантливых актеров.

Юная и хрупкая Джульетта тонко и изящно передает свои нежные чувства каждым отточенным движением, каждым филигранным жестом, каждым виртуозным «па». Ее пластический язык танца отзывается любовью, болью и тревогой в сердцах зрителей - вряд ли кто останется равнодушным! Сначала трепетная и захвачена первым настоящим чувством, в финале она становится сильной и решительной. Все эти психологические трансформации героини убедительно передает Ирина Комаренко своей утонченной игрой. Ее эмоциональный танец усиливается нарядом: белой, кремовой и, во время бала, алой легкой, почти эфирной платьем.

Что касается Максима Вальчика, то это уже не первое исполнение им партии Ромео. Кстати, внешне актер будто создан именно для этой роли. Фактурный, интеллигентный, с красивыми чертами лица, выразительными умными глазами - настоящий романтический герой. Но, если раньше, когда ему еще не было и двадцати, танцевал, используя высокую хореографическое мастерство, то теперь подошел к созданию образа более осознанно.

-Я не просто понял эту роль, я ее душой почувствовал, в прямом смысле слова - прожил пришло настоящая любовь, родился ребенок, - проникновенно рассказывает Максим. - Сегодня для меня это совсем другой образ, обогащенный собственным опытом.

Свои слова актер подтверждает високомайстерним выполнением Его герой искренний, благородный, самоотверженный, глубоко влюбленный, мужественный - именно такой, которого мы представляем себе, читая Шекспира. Грациозный и пластичный, аристократический и элегантный Максим Вальчик тонко и точно передает чувства влюбленного Ромео и его жизненной трагедии - стать заложником родовой вражды родов Капулетти и Монтекки. Специалисты и любители балета считают, что из всех образов, созданных Максимом на театральной сцене, партия Ромео является наиболее гармоничной и может считаться вершиной творчества артиста.

Хореограф-постановщик «Ромео и Джульетты», народная артистка Украины Евгения Хасянова, отказавшись от современных экспериментов, которыми иногда злоупотребляют современные хореографы, сохранила уникальную хореографию Леонида Лавровского. Евгения Хасянова в своем творчестве отдает предпочтение классическим канонам хореографии, в данном конкретном случае, очевидно, верный принцип. «... Балетмейстер театра на высокопрофессиональном уровне восстановила все тонкости удивительной хореографии Леонида Лавровского, насытив ее своими коррективами и хореографическими акцентами. В трактовке Хасянова балетная спектакль «Ромео и Джульетта» приобрела новое прочтение, яркой величия и динамического сценического темпоритма, где контрастом проходят две субстанции - свет и тень, любовь и смерть, а в финале - как апофеоз - катарсис, очищение, покаяние, примирение ... », - считает С. А. Мамонов, заслуженный деятель искусств Украины, председатель правления Донецкой организации Национального Союза композиторов.

«Ромео и Джульетта» на сцене Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Соловьяненко выглядит настолько гармоничной, совершенной во всем, что просто трудно поверить, что в 1935 году музыка Сергея Прокофьева была признана «нетанцевальной, Несценический, немыслимой для театра». От оперы один за другим отказались Ленинградский театр имени Кирова, Московский Большой театр, Ленинградское хореографическое училище ... И только в 1938 году партитурой заинтересовались в оперном театре чешского города Брно, где впоследствии и состоялась премьера. С тех пор балет «Ромео и Джульетта» триумфально «шагает» по сценам мира, прославляя нашего гениального земляка.

Несомненно, что постановка «Ромео и Джульетты» на сцене Донецкой оперы - это свидетельство продуманной стратегии театра, желание не останавливаться на достигнутом, постоянно предлагать что-то новое, высокое, эстетически совершенное Для коллектива театра уже стало практикой (и в этом театр может быть примером для других) сдавать на суд зрителей по три-четыре премьеры в год. На сцене театра «прописались» и активно живут, несмотря на кризис, аж три фестиваля: Международный фестиваль балетного искусства «Звезды мирового балета», фестиваль оперного искусства «Золотая корона» и международный фестиваль детских балетных спектаклей «Гран-па». Каждой своей постановкой соловьиный театр демонстрирует свое огромное уважение к поклонникам оперы и балета, воспитывает патриотизм, добрый художественный вкус и требовательного вдумчивого зрителя.
Previous post Next post
Up