Сахалин. Дорога на Чёртов мост

Jun 23, 2019 20:13

Пожалуй, сильнейшим впечатлением от Сахалина стала именно этот пеший поход в окрестностях Холмска.
Одной из главных достопримечательностей острова считается Чёртов мост - уникальное инженерное сооружение, часть построенной японцами железнодорожной магистрали Тоёхара - Маока (Южно-Сахалинск - Холмск). Но к нему мы еще вернемся. Внимания заслуживает и дорога к нему! А она всё-таки немаленькая - около 10 км, но красота видов с лихвой окупает затраченные время и усилия.


1. Ориентир начала маршрута - улица Шевченко. Она уходит практически от самого центра, чуть выше районного дома культуры (или на современный манер, ОКЦ).
Сперва прохожу двухэтажные коттеджи, потом еще какой-то частный сектор... В таких местах всегда опасаюсь собак - можно нарваться на неприятности, хозяева частенько не привязывают своих питомцев. К счастью, никто на пути не попался.
За последними домами в гору идёт просёлочная дорога


2. По мосту перехожу речку Татарка


3. А вот дальше начинается такой неслабый подъём, с крутыми поворотами. Ноги гудят, дыхание сбивается, но я не сдаюсь!


4. Навстречу никого, лишь изредка проносятся машины


5. Небо в тот день было затянуто - ливень мне совершенно ни к чему.
Если не считать мелкого дождика в конце маршрута, то можно сказать, что обошлось :) А вот после осадков идти по дороге вряд ли стоит - ее наверняка хорошенько развозит


6. На "перевале" (это около 3 км пути от начала маршрута) взору открывается великолепный вид на окрестности


7. Красоту смешанного сахалинского леса оттеняет живописное озеро, затерявшееся меж сопок. Скоро увидим его поближе


8. Со своим транспортом, конечно, куда удобнее. До самого Чёртова моста на авто не проехать, но сократить пеший путь на 2/3 можно


9. Растительность здесь другая, кто бы что ни говорил. В Забайкалье, например, такого сочного цвета зелени не видел.
Обращает на себя внимание сахалинский лопух (по-научному "белокопытник японский"), который в России кроме как на Сахалине и Курилах нигде больше не встречается.
На фото выше коричневые стебельки - это растение в период цветения, после формируются листья.


10. Длина черешка - до 2 метров (в среднем 70-150 см), ширина листовой пластинки - до 1,5 метров. Так что байки про сахалинскую траву ростом с человека - совсем не преувеличение!
Лопух употребляют в пищу - молодые стебли срезают в конце мая-начале июня. Можно потушить, можно замариновать. Даже жалею, что не довелось попробовать самому :(
В общем, это довольно популярное блюдо благодаря местным корейцам. В кухне народов Дальнего Востока "дикоросы" употребляются много чаще, чем в европейских. Для помидоров или огурцов могут быть неурожайные годы, но лопух стабильно вымахивает каждое лето.


11. Вернёмся к озеру, а точнее водохранилищу. Оно заполнено в 20-е годы для нужд водоснабжения Маоки и целлолюзно-бумажного комбината.


12. Площадь водного зеркала - 0,3 x 1,8 км, максимальная глубина - 16 метров.


13. Полуофициальное название водоёма - Тайное водохранилище. Сток реки Тый перегораживает 18-метровая земляная плотина - от нее ракурсы даже более интересные. Я лишним временем не располагал, а так можно было пройти по рельсам туда-обратно


14. Да-да, по рельсам! Водохранилище огибает действующий (по состоянию на июнь 2019) участок железной дороги.
При желании самостоятельные путешественники могут проехать на пригородном поезде до конечной остановки - платформы 77 км, а оттуда до Чёртова моста всего-то 3 километра. Но главное неудобство - отправляется он из города в девятом часу утра, так что придётся предусмотреть ночёвку в Холмске. Я поступил по-другому: утром пешим ходом до моста, а обратно вечерним пригородным (по действующему на момент написания поста расписанию - в 17.22). Курсируют поезда здесь только в "дачные" месяцы: с мая по октябрь.


15. Я неслучайно обратил ваше внимание ремаркой "по состоянию на текущий момент". Есть серьёзные опасения, что это короткое тупиковое ответвление действует последний сезон, рискуя повторить судьбу всей железной дороги. Но об этом ниже.


16. Лесной дорогой спускаюсь к озеру


17. Прошёл около половины пути. Встречаю железнодорожный переезд


18. Первый из трёх действующих остановочных пунктов - 79 км. Расстояния по-прежнему отсчитываются от Южно-Сахалинска, хотя прямой дороги к нему больше нет


19. Колея 1067 мм словно игрушечная :)


20. Можно было бы пройти по рельсам, засняв бывшую станцию, а ныне платформу Николайчук (братская могила павших в боях с японцами), но я решаю пройти через дачный посёлок


21. Я бы тоже не отказался от домика в таком великолепном месте. Какой воздух!


22.


23. Это уже край СНТ - здесь много брошенных участков. Но в целом нет атмосферы запустения, мне часто попадались машины, слышались голоса занятых работой садоводов


24. Хлипкий на вид мостик. Но я по нему прошёл, не переходить же речку вброд


25.


26. А вот здесь без форсирования течения никак. Дабы не замочить обувь, разулся


27. Автодорога терялась в зарослях, пришлось искать путь наверх. Вышел где-то дальше конечной платформы, судя по отсутствию наката на рельсах


28. Рассохшиеся шпалы


29. Подумал, что лучше вернуться к платформе, чтобы оценить потом затраты времени на проход к мосту.
Вот он, о.п. 77 километр пикет 9


30. Замасленный путь куда нагляднее обозначает остановку головного вагона дизель-поезда, чем знак :)
Конечная, поезд дальше не идёт...


31. До Чёртова моста отсюда - 3 километра. Рельсы сохранили "для подвоза туристов" - еще в 2001 году такие рейсы совершались, а вот сейчас, как я понимаю, нет.


32. Признаюсь вам, дальше идти было страшно. Опасения внушал вот этот "дом с привидениями", откуда доносились пьяные разговоры на повышенных тонах


33. Ну и это всё-таки лес, а не парк в центре города. Вероятность встречи с дикими животными никто не отменял...
В выходной день здесь может быть людно, местные очень любят совершать походы до Чёртова моста. Да и редкий турист заглядывает с экскурсиями.
А вот в пятницу мне встретилась только группа людей с двумя крупными собаками охотничьих пород...


34. По возможности, конечно, лучше идти по этому маршруту в компании - медведи на группу людей обычно не нападают.
Но больше всего пугала... тишина! Для собственного спокойствия включил музыку на телефоне, так дорога казалась веселее :)


35. Куда ни глянь - картина, достойная фотоснимка. Но смотреть лучше не по сторонам, а под ноги, чтобы случайно не наступить на гадюку.


36. Отличающиеся оттенком кроны хвойных и разнообразие лиственных пород (берёза, дуб) создают неповторимый пёстрый ковёр зелени, покрывающий окрестные сопки


37. Бывший дом путейцев, обслуживавших эту линию


38. Я почти у цели!


39. Классический вид на Чёртов мост - чудо инженерной мысли.


Об истории дороги. Японцы активно осваивали природные богатства Карафуто, а для этого требовалось устойчивое транспортное сообщение. В начале 20-х встал вопрос о соединении линией железной дороги островной столицы - города Тоёхара с западным побережьем. По первоначальному замыслу, магистраль должна была пройти вдоль залива Анива до Хонто (Невельск) - этот вариант был прост и сравнительно дёшев в строительстве. Однако, рыбопромышленное лобби убедило правительство в преимуществе "горного" варианта на Маоку - индустриальный центр запада острова получил прямую связь с главным городом Карафуто.
Строительство шло 7 лет, с 1921 по 1928 год. В работах были задействованы "гастарбайтеры" из соседних государств: принято считать, что корейские. Некоторые краеведы полагают, что корейцев в 1920-е в столь массовом количестве здесь быть не могло, их начали завозить позже - дорогу же возводили китайцы.
Так или иначе, но к концу 20-х появилась долгожданная перемычка между двумя основными линиями острова, названная японцами Хосинсэн. Проложенный через отроги Южно-Камышового хребта участок насчитывал 35 мостов и 15 тоннелей. Не иначе как "японская Кругобайкалка" - по насыщенности инженерными сооружениями Хосинсэн может поспорить только с ней.

40. Самым впечатляющим объектом линии является Чёртов мост (так его прозвали уже после перехода Южного Сахалина в состав СССР). Строители столкнулись с необходимостью повернуть дорогу на 90 градусов при одновременном подъеме на 40 метров. Было найдено оригинальное решение. Представьте, поезд заезжал в портал первого тоннеля, делал петлю, и выезжал из второго тоннеля на мост, прямо над местом, где он был несколько минут назад!


41. Хотел проделать такой путь и я: сунулся в тоннель, да только меня внутри обуял невообразимый страх - поспешил обратно :) Но вообще люди с фонариками ходят.
Тоннель заходит не сразу в толщу скальной породы - его предваряет противообвальная галерея. Благодаря этому создаётся интересный оптический эффект: кажется, что это портал в другое измерение, не иначе :)


42. Я поднялся по лестнице в 150 ступеней, она на снимках 39-40 слева от входа в тоннель.
Мост короткий - всего 125 метров


43. Стараясь не думать о зияющих просветах между шпалами, кое-как выхожу на середину моста. Вид в сторону Южно-Сахалинска


44. И в тоннель, ведущий вниз, к Холмску.
Рельсов, как видно, нет ни в тоннелях, ни за мостом


45. Высота - 41 метр, окрестности как на ладони! К краю, чтобы сделать снимок без ограждения, подходить побоялся - старые шпалы доверия не внушали


46. Если пройти от моста по направлению бывшей дороги дальше, можно увидеть другой мост - Ведьмин. Но тот уже дважды горел, и проход по нему опасен. Я заглубляться в лес так далеко не стал :)


47. Судьба живописной островной линии, считавшейся в Советском Союзе одной из красивейших, донельзя трагична.
В 1960-е открыта вторая перемычка между двумя берегами, Ильинск - Арсентьевка. Со вводом паромной переправы Ванино - Холмск островная дорога заработала по новой технологии: вагоны широкой материковой колеи стали попросту переставлять на "узкие" тележки, чтобы избежать перегруза. Понятно, что через старые японские тоннели  вагоны по габариту не проходили, так в 1970-е Хосинсэн лишился сперва грузового движения - оно пошло кружным путём, через Ильинск.


48. Мой любимый ракурс: начало и конец тоннельной петли на одной фотографии


49. В советское время на линии сохранялось движение двух пар пассажирских поездов. Правда, расстояние в 83 километра они преодолевали больше чем за 4 часа!
Впрочем, надежного автобусного сообщения между Южно-Сахалинском и Холмском тогда тоже не было - старая дорога выписывала зигзаги, перевальные участки в непогоду было не проехать. На этот случай и существовала альтернатива в виде поезда: железная дорога работала практически в любых условиях.


50. Тем не менее, дорога ветшала, скорости падали - требовался дорогостоящий ремонт, а средства как-то не находились. Развал Союза и вовсе лишил железные дороги Сахалина доходной части: с упадком промышленности возить стало нечего. В общем, нет ничего удивительного в том, что в 90-е убыточную линию закрыли.


51. Поводом послужил беспрецедентный циклон 24-26 марта 1994 года, парализовавший движение на стальных магистралях острова. В снежном плену оказался снегоочиститель - железнодорожники пятеро суток были изолированы от внешнего мира.


52. После этих событий Сахалинская железная дорога поставила перед губернатором области вопрос о закрытии линии Холмск - Южно-Сахалинск. Было решено сохранить движение дачных поездов на "концевых" участках Холмск - 77 км и Южно-Сахалинск - Новодеревенская, остальные перегоны законсервировали. Движение пассажирских поездов по всей линии с 1994 года не возобновлялось. В 1996 году приказом МПС участок закрыт окончательно, к 1998 году разобран.


Представьте, если бы линия выжила, как было бы здорово возить по ней туристические поезда! Ту же Кругобайкалку удалось сохранить и сделать известным далеко за пределами России брендом. При Союзе Сахалин был погранзоной, не до туристов, но сейчас дорога могла бы привлечь хороший поток из Японии.
На втором "огрызке" бывшей линии до Новодеревенской не был, но он тоже привлекает приезжих благодаря соседству с Южно-Сахалинским грязевым вулканом.

53. Бросаю последний взгляд на Чёртов мост. Словами не выразить, как мне здесь понравилось


54. Иду обратно. Поход до моста с 20-минутным пребыванием на месте и возвращением на платформу 77 километр у меня занял четыре с половиной часа. Темп выбрал хороший, так что в итоге создал себе часовой запас времени - до прихода пригородного сидел на лавочке, читал чеховский "Остров Сахалин".


55. А вот и японский Д2 мчится, чтобы забрать меня и еще около 30 дачников - спросом пригородный пользуется. Проезд до Холмска стоит смешные 16 рублей


56. К сожалению, вот такого красавца вы больше не увидите - с 2018 года японские дизель-поезда вывели из эксплуатации, вместо них теперь вагон с тепловозами по обе стороны.


Но и они могут уйти в историю - перешивка тупиковых ответвлений на колею 1520 мм не предусмотрена. Так, движение на Быков с 1 июня 2019 года закрыто. Дачные поезда на Новодеревенскую и 77 км этим летом пока в ходу (и то холмский теперь доезжает лишь до южной окраины города - Поляково, дальше узкие вагоны уже не проедут).
Непонятно, как должны добираться люди до своих участков в случае отмены движения - состояние автодороги вы видели, какие там автобусы.
Хотелось бы верить, что движение на этих двух остающихся на японской колее кусочках сохранится, но надежды почти нет. Экономическая рентабельность берет верх над нуждами граждан...

Я же совершил заключительный марш-бросок от платформы Холмск-Южный до автовокзала (у меня было 12 минут на пересадку в междугородний автобус - последний в этих сутках!). Успел, слава Богу :) Вечером, уставший, но полный впечатлений вернулся в Южно-Сахалинск.

2017 far east trip, Сахалинская область, Сахалин, Холмск

Previous post Next post
Up