Холмск

Jun 20, 2019 00:04

Пора рассказать о самом богатом на впечатления дне сахалинской части путешествия - поездке в Холмск.
Планы большие и даже несколько экстремальные - мне до последнего не верилось в реальность их воплощения :) Насыщенная программа с 10 километрами пешей загородной прогулки требовала максимального использования светового дня. Можно было и с экскурсией, но тогда из-за временных накладок пришлось бы отказаться от замечательного выезда в бухту Тихая и Мангутанский грязевой вулкан, куда своим ходом точно не добраться. В общем, я решил рискнуть, организовав поездку в Холмск и окрестности самостоятельно.


Путешественники без личного и арендованного авто знают, что радиальные однодневные поездки - это всегда жёсткий тайминг из-за привязанности к расписанию междугороднего транспорта. А в случае хайкинга это актуально вдвойне - последствия опоздания на вечерний пригородный поезд могли быть плачевными :) Решил создать себе запас времени и ехать самым ранним автобусом, отправлением из Южно-Сахалинска в 7.15. И на какие жертвы только не пойдешь ради полноты впечатлений!
Ехать порядка полутора часов, цена недешёвая - 350 рублей.

1. В Холмске автобусный вокзал совмещён с морским. Непривычное решение!
Первая цель - купить билет на обратный автобус последним рейсом в 18.00. По возвращении в город мог и не успеть, да и вдруг бы мест уже не было, а перспектива остаться с ночёвкой в Холмске не радовала.


Но вот билет на руках, можно быть спокойным!

2. Осматриваюсь. Центральная улица города - Советская. Местная первая линия, если можно так выразиться - ее от моря отделяет неширокая полоса портово-промышленной зоны. Холмск в силу характера рельефа сильно вытянут вдоль берега.


3. Местное общество толкинистов


Общий план прогулки был таковым: от автовокзала по Советской на север, смотрю набережную, после ухожу вверх на параллельную ей Победы, спускаюсь, замыкаю круг по улочкам Холмска и следую в загородный поход.
Не теряю времени - вперёд! Я даже не помню, ел ли я нормально в тот день - так был увлечён предстоящими приключениями. Что-то брал с собой в рюкзаке на перекус, не более того.

4. Одна из городских общественных зон - площадь Мира.


5. Больше всего она примечательна великолепным видом на портовую зону.
Холмск - морские ворота Сахалина. Главным портом острова он стал еще во времена губернаторства Карафуто: Отомари (Корсаков) в особенно холодные зимы принимать суда не мог, нужен был резервный вариант. Так поток грузов и переселенцев начал переориентироваться на незамерзающую Маоку, как тогда назывался Холмск.


6. Роль порта Холмск еще больше возросла после освобождения Южного Сахалина.
Для укрепления транспортных связей в 1969 году начато строительство железнодорожной паромной переправы Ванино - Холмск. Объём работ колоссальный: новый причал длиной 252 метра, 15 гектар намытой земли, тысячи кубометров вынутого скального грунта и уложенного бетона. 28 июня 1973 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию переправы.


7. Порт Холмск по-прежнему сильно на неё завязан - с материка поступают топливо и так называемые генеральные грузы  (стройматериалы, ЖБИ), вывозится уголь и металлолом.
Это Южная гавань. До Северной я не дошёл: в советские годы там располагался рыбный порт, загнувшийся в 90-е, сейчас база снабжения проекта "Сахалин-2".


8. А я отвлекаюсь от портовых видов и направляю объектив в сторону моря.
Поверить только: днём ранее в Корсакове видел залив Анива Охотского моря, а это - уже Японское, точнее Татарский пролив. От мысли, что за такой короткий промежуток времени посетил два новых моря, захватывало дух!


Впрочем, в самом узком месте острова западный берег, на котором расположен и Холмск, от восточного отделяет всего 33 километра по автодороге: от моря до моря меньше чем за час.

9. Хмурое небо и холодный свинец водной глади скрашивает яркий забор набережной.
Холмск не столь уж молод - в мой приезд ему было 146! Основано селение Маука в 1870, до русско-японской войны представляло собой крупную факторию по добыче морской капусты и рыбы, на которой были заняты китайские и японские рабочие - об этом писал еще Антон Павлович Чехов.


10. Свидетельств тех времен не осталось, да и следы японской промышленно-портовой Маоки еще нужно поискать.
Типичный Холмск выглядит так:


11. На Советской есть редкие сталинки. Глядя на облезлые фасады, порой сложно понять, какого цвета было здание...


12. Некоторые дома успели обшить сайдингом.


13. Но в целом картина, конечно, мрачная: сильные ветра быстро приводят штукатурку в негодность, а ремонтом фасадов 30 лет никто не занимался


14. Остатки былой промышленной мощи.
Удивительно, что жестяно-баночная фабрика работала еще в начале 2010-х, несмотря на полный развал местной рыбоконсервной отрасли. Удалось наладить рынок сбыта - продукцию поставляли предприятиям Камчатки и Приморского края. Но на плаву фабрика не удержалась - сейчас, насколько я понимаю, она простаивает.


15. Храм Николая Чудотворца в приспособленном здании бывшего кинотеатра. Смотрится очень примитивно


16. И вид от него на местные абандоны


17. Тем временем я дошёл до Приморского бульвара


18. Брутально: море асфальта и серый офисный монстр, вероятно, строившийся в качестве гостиницы


19. Нет, не так я себе представлял место с громким названием Приморский бульвар!
Уже почти отчаявшись, я наконец нашёл что-то более-менее похожее на зону отдыха


20. Но всё портит жуткая беседка влюбленных


Но, наверное, и это убожество власти открывали с помпой, представив как мега-проект по благоустройству!

21. В общем, здесь главное не детали, а виды. Посмотрите, какая роскошная панорама открывается!


22. Холмск сполна оправдывает своё название!
Интересно, что в случае с Холмском прослеживается некоторая преемственность топонимов: историческое айнское имя города - Маука (Маока) - на русский переводится как "холмы, поросшие шиповником".
Холмск - слово звучное, красивое. И всё-таки в определенной степени жаль утраченное "Маока", ведь сахалинские объекты поголовно не переименовывали: так, на карте остались Томари и Анива.


23. Памятник основателям и освободителям Холмска. Здесь в 7:30 утра 20 августа 1945 года высадился советский десант.


24. Клочок набережной у мемориала подновили - ловлю красивые ракурсы с гранитной стенкой


25. Отсюда хорошо видна ярусность застройки города.
1-й уровень - Советская, выше которой железная дорога, 2-й - Победы, 3-й - Капитанская.
Эти виды вызывают невольные ассоциации с Мурманском, притом что я там не был (пока что, надеюсь :)


26. Лавочки могут быть и такими!


27. Портальные краны - зрелище завораживающее!


28. Маяк на конце волнореза еще японский.


29. Холодный ветер не смущает рыбаков.
А своей очереди в порт ждет большое судно - судя по габаритам, это точно не паром серии "Сахалин".


30. Перехожу линию железной дороги


31. По узкой тропинке поднимаюсь мимо корпусов Сахалинского высшего морского училища.
Вуз по подготовке специалистов морского транспорта переведён в Холмск из Николаевска-на-Амуре в 1949 году. В советское время аналогичное учреждение было и в Корсакове.


32. Двор школы со ржавой металлической конструкцией. Что это?  Для турников низкие.


33. Холмск может похвастаться наличием 9- и даже 12-этажных жилых домов. При социализме город развивался стремительными темпами: шло массовое строительство жилья и объектов соцкультбыта с расчётом достижения отметки в 70 тысяч к 2000 году. Из-за нехватки свободного места город рос ввысь: и этажностью, и новыми верхними уровнями улиц.


Достигнув пика в 52 тысячи человек на излёте СССР, Холмск в 90-е - 2000-е испытал сильную депопуляцию. Население сократилось вполовину: сегодня здесь живёт всего 27 тысяч. Холмск уступил звание второго по величине города острова более благополучному Корсакову.

34. Пора полюбоваться видами сверху!
Как видно, в Холмске нет естественной гавани - сразу открытое море.


35. По этой причине порт 70-75 дней в году не работает: в непогоду волны могут разбить суда о причал, поэтому они при первых признаках надвигающегося шторма уходят из гавани - в море находиться безопаснее.
Проблему может решить дорогостоящая реконструкция порта с удлинением причалов и строительством нового волнореза.


Еще один жизненный вопрос - старение работающих на переправе паромов. Из 10 судов класса "Сахалин" осталось только 3, самый новый из которых - 1992 года, остальные по причине износа были списаны. Вроде бы найдено решение: с Амурским судостроительным заводом в Комсомольске заключены контракты на два парома, но предприятие срывает все сроки поставки.

36. Вдаль уходит улица Советская


37. А вот так выглядит найденная мной смотровая :)
По карте она напротив домов 28А и 30А по улице Победы.


38. Островок уюта - японский садик у конторы Сахалинского морского пароходства (SASCO)


39. Глаз радуется!


40. И само управление судоходной компании. Здесь трудится 200 человек, еще 500 - на судах, которых всего 14.
Для города это крупный работодатель, образец стабильности.


41. Улица Морская с переездом и внушительной аркой, украшенной гербом


42. Потрепанные, но милые ворота порта


43. Вид отдельных домов просто пугает!


44. Справа - городской суд


45. Уже в который раз перехожу через пути, на этот раз по мосту :)
Станция Холмск-Южный, на которой дислоцируется пожарный поезд. В вагончиках на боковом пути справа, как я понимаю, жили рабочие, занятые на перешивке линии. По последним новостям, дорога вдоль западного берега уже работает на общероссийском стандарте колеи 1520 мм, но я в 2017 году успел застать еще аутентичную узкую.


46. Холмск - важный железнодорожный узел с тремя станциями: Холмск-Сортировочный (о.п. Поляково), Холмск-Южный и Холмск-Северный.
Пассажирское сообщение ограничивается пригородными поездами на Томари, Чехов и дачным до платформы 77 км, большой  Южный вокзал еще японской постройки в 1992 году разобрали. Прямых поездов с островной столицей после закрытия красивейшего перевального участка, который я покажу в следующей части, больше нет - железной дорогой теперь только в объезд через Арсентьевку, крюк в 174 километра никто в здравом уме делать не будет.


47. Руины японского целлюлозно-бумажного завода 1919 года! Предприятие исправно служило и в годы СССР, обеспечивая работой 2,5 тысячи человек - в новой России места ему не нашлось.
Но заброшка получилась крутая. Дизайн водонапорной башни сразу опознается как "не наш"


48. Главная площадь Холмска - площадь Ленина. Типовое здание мэрии и непременный атрибут любого российского города


49. Административное здание с кассами морвокзала.


Здесь ко мне подошёл японец средних лет: "ингриш, ингриш?"
Оказывается, он узнал меня по вчерашней поездке в Корсаков - мы возвращались в Южно-Сахалинск вместе в одной маршрутке. Вот память у человека! Я бы сроду не запомнил лицо случайного попутчика, с которым даже парой слов не обмолвились. Замечаю, что у азиатов вообще хорошо развита память на лица.
Иностранец вечером собирался отплывать в Ванино, оттуда на поезде в Хабаровск и дальше по Транссибу.
Английским он владеет неплохо, но понять речь из-за сильного специфического акцента стоило мне больших усилий :)

50. ТЦ "Альбатрос" в форме корабля


51. Киноцентр "Россия"


52. Вид на 4-й микрорайон.


53. А есть в этом своя эстетика, согласитесь... Холмск при сильной запущенности, даже мрачности (конечно, своё влияние на такое восприятие оказала и пасмурная погода) обладает особой запоминающейся атмосферой. Мне здесь понравилось. Холмск точно поинтереснее Корсакова.


54. Районный дом культуры и памятник юнгам в виде якоря.


Можно было заснять место с более удачных ракурсов, но я не стал мешать работе девушек-садоводов. Не всё так безнадежно в Холмске! Будем надеяться, что и сюда из областного центра доберется волна приведения городской среды к требованиям современной урбанистики.

55. Сквер Героев и мемориал на братской могиле павших при освобождении города воинов


Таким я увидел Холмск.
Впереди - невероятная сахалинская природа и чудо японской инженерной мысли, не пропустите!

2017 far east trip, Сахалинская область, Сахалин, Холмск

Previous post Next post
Up