Построенное из-за указа Наполеона 1804 года, запрещающего итальянским городам производить захоронения в городских стенах, веронское монументальное кладбище является ценным архитектурным памятником своей эпохи. Несмотря на то, что по количеству памятников и их художественному исполнению, оно сильно уступает миланскому или генуэзскому, кладбище в Вероне имеет свою уникальную атмосферу и особенности, из-за которых его обязательно стоит посетить.
Кладбище было построено по проекту местного архитектора Джузеппе Барбьери. Строительство растянулось на пару десятков лет, но оно того стоило. Фасад главного входа завораживает величием и элегантностью. Постройки выполнены в стиле неоклассицизма и напоминают о наследии греко-римской цивилизации своими дорическими колоннами и капеллами выполненными в форме Пантеона.
Архитектурный комплекс представляет собой правильный квадрат, центре граней которого расположены капеллы, каждая из которых напоминает римский Пантеон.
Скульптур на веронском кладбище не так много. Но встречаются довольно необычные, для других итальянских кладбищ, элементы.
Например, серп и охапка пшеничных колосьев (divine harvest), как символ прерванной жизни популярный в Викторианскую эпоху. После этого символика Сов. Союза видится в новом свете...
вот тут пример.
У постамента композиции (что на снимках выше) лежит книга, где по-латыни написано "но удача не работает".
Среди крестьян существовал обычай посылать сноп колосьев родственникам как сообщение о смерти кого-то из членов семьи.
Популярность темы колосьев именно на веронском кладбище осталась для меня загадкой. Никаких объяснений в интернете мне найти не удалось. Возможно, это как-то связано с "аграрностью" провинции. Однако, тогда непонятно почему колосья не встречаются на миланском кладбище, ведь Милан, в отличие от, например, Генуи расположен, что называется, среди полей, которые по сей день используются для многих злаковых культур.
Много композиций в стиле "арт-нуво".
А также типичные для того времени семейные композиции. Во всех источниках пишут, что скульптор изображал членов семьи с фотографической точностью, оставив нам не только лица, но и моду тех лет.
Ниже - памятник на могиле мецената. Нищая женщина с ребенком слева, дети целующие руку, подающую деньги... Помощь нуждающимся - поведение несомненно достойное того, чтобы увековечить его в мраморе. Однако, в современном контексте, дети, целующие руку за монетку, выглядят жутко.
Эпитафия к следующему памятнику "Для Антонио Занелла - талантливого математика-гидравлика с ярким умом и благородным сердцем, который был скромен и честен со всеми, в знак любви от его жены Лауры Турра".
Меня здесь удивил пиетет перед инженером, кстати, очень типичный для конца 19 века. На многих монументальных кладбищах можно заметить циркули, линейки и другие предметы, которые с гордостью указывают на статус усопшего. Жаль, что этот пиетет покрылся куда большим слоем пыли, чем эта скульптура.
Ну и, конечно, ангелы.
Вот этот, с моей точки зрения - жемчужина веронского кладбища.
Многие скульптуры, увы, обезглавлены вандалами... Вот совершенно чудесная нимфа - уникальная композиция. Девушка в греческой тоге с крылышками мотылька.