Мне все не дает покоя та обезьянка из
прошлого поста. Вся информация о ней была получена из лекций от студентов университета Генуи. К сожалению, студенты не располагают обширной информацией для зануд типа меня, а до профессоров добраться у меня нет никакой возможности =). Поэтому я призвала всю мощь гугла, и вот что нашлось...
Итак, продолжение эпопеи про обезьян и живопись тех времен...
Жан Батист Симеон Шарден "Обезьяна-художник", XVIII в.
Собственно хороших статей по смежной теме мне удалось отыскать несколько и они, что характерно, очень похожи -
вот,
вот,
вот и
вот (итал).
Не имеет никакого смысла их пересказывать - я все равно лучше не опишу. Вкратце, в европейской культуре до XVIII века образ обезьяны нес негативную окраску. Обезьяны ассоциировались со злом, похотью, отсутствием контроля за собственными желаниями и эмоциями и т.д. и т.п.
Картины с аллегориями где обезьяны предстают в роли художников, скульпторов, а также просто людей, появились значительно позднее.
Вот несколько примеров.
Ferdinand van Kessel (1648-1696), The Painting Monkey
Тенирс Давид Младший (1610-1690) Обезьяна-художник (1660, Музей Прадо, Мадрид)
Тенирс Давид Младший (1610-1690). The Monkey Sculptor
Jean-Antoine Watteau (1684-1721), La Scimmia Scultrice
Jean-Baptiste-Henri Deshays (1729 - 1765) "Le singe peintre"
Александр Габриэль Декамп (1803-1860) «Обезьяна-художник в мастерской»
Все эти картины отсылают к крылатому латинскому выражению - "Ars simia naturae", что значит «искусство - обезьяна природы». Начало это идея берет из Древней Греции, где изобразительное искусство возводилось к
мимесису - акту копирования и подражания. Например, Платон считал что такое пассивное копирование не есть путь, ведущий к истине, и относил к мимесису скульптуру, живопись, а позднее и поэзию.
Обезьяна, как животное которое легко и увлеченно копирует человека, аллегорически изображает самого художника, который пытается скопировать природу. Вот что пишет
Википедия по этому вопросу "Искусство художника считалось имитацией реальной жизни, его символом стала обезьяна - животное, известное своей способностью подражать и передразнивать. Латинское выражение, которое связывали с этой аллегорией, особенно понравилось фламандским художникам XVII века. В их картинах художник изображался в виде обезьяны, занимающейся созданием портрета (обычно женского), живописного или скульптурного."
Интересно, что фреска во дворце Бальби, действительно отличается от вышеприведённых картин, ведь на ней обезьяна рисует именно автопортрет, что дополнительно намекает на отождествление с автором. Ну и находится она в окружении муз истинных искусств, что дополнительно намекает на сарказм. Очень жаль, что у меня нет возможности найти первоисточник объяснения, услышанного на лекции.