Индия: Гоа и пр.

Mar 09, 2021 11:03









Недавно я размещал в интернете небольшую заметку о почтовых марках Индии. Нашёл у себя в старом кляссере ещё одну марку.



В советский период я мало интересовался Индией. Практически ничего о ней не знал, да и сейчас имею очень смутное представление об этой стране.

Индийские фильмы, за небольшим исключением, мне абсолютно не нравились. Индийские чай и кофе - приятные дефицитные продукты в советские годы.



Недавно, в СМИ появилось ряд сообщений об афёре со строительством завода по производству диоксида титана в Индии. В конце декабря 2020 года Басманный суд Москвы санкционировал заочный арест троих граждан Индии. Санвара Шроффа, а также его сыновей Ведута Сарафа и Яша Сарафа обвиняют в легализации денег, полученных преступным путём (ст. 174.1 УК РФ). Косвенно, я немного знаю об этой истории, так как до 2015 года следил за ситуацией по производству диоксида титана ( белого пигмента) в мире.

Во время визита премьер-министра РФ Михаила Фрадкова 16-17 марта 2006  г. в Индию обсуждались проблемы расширение сферы использования рупийного долга Индии. На российских счетах к этому моменту накопилось уже около 40 миллиардов рупий (более $900 миллионов). Однако эти деньги, согласно ранее достигнутым договоренностям, могут использоваться только для закупки традиционных товаров индийского экспорта, в связи с чем российские предприятия практически потеряли к ним интерес. В ходе визита российского премьера обсуждалась возможность снять ограничения на использование рупийного долга, чтобы эти средства можно было вложить в инвестиционные проекты. В ходе визита Фрадкова в Индию обсуждался  также находящийся "в высокой стадии проработки" проект создания в штате Orissa совместного предприятия по производству диоксида титана. Объем инвестиций в проект оценивается в $230 миллионов. Предполагалось, что доля вложений России составит 55%.  “Технохим-холдинг” создал СП ENERGY Ecology Engineering (EEE) с двумя госпредприятиями Индии - Saraf Agencies Private Ltd. и Titanium Mineral Products Ltd. Холдинговая компания “Технохим-холдинг” занималась химическими разработками, торговлей агрохимикатами, синтетическими смолами, пластмассами и красителями. Холдинг владеет пакетами акций крупных химических предприятий (“Технохим-пластик”, “Пластполимер”, “Пигмент”, “Ленхимремонт”). В этой компании работал мой хороший знакомый Константин Конотопчик. В мае 2006 г. EEE получила разрешение на строительство завода по производству титановых шлаков.

Старт проекту строительства в штате Orissa интегрированного химико-металлургического комплекса по производству диоксида титана и других титановых продуктов был дан в ходе визита в Индию в январе 2007 года Владимира Путина подписанием соответствующего соглашения. В январе 2008 года стороны ( Saraf Agencies Private Limited и  «Технохим-холдинг») договорились о создании TPPL, которое было зарегистрировано в марте того же года. Предполагалось, что с него в Россию будет поставляться 30 тысяч тонн диоксида титана и до 45 тысяч тонн титанового шлака в год. В середине октября 2008 г. правительство штата Orissa подписало протокол о намерениях по созданию в Chhatrapur (район Ganjam) интегрированного химико-металлургического титанового комплекса с использованием российских технологий. На ранней стадии проект был оценен в  $250 млн., однако затем заговорили об увеличения его   стоимости  до $500 млн.  Протокол был подписан с компанией Titanium Products Private Limited, СП правительства России и Saraf Group. Для строительства первой очереди завода было необходимо 250  акров (50  акров - государственных земель, 200 акров - территории, выкупаемые у местных фермеров), для второй - ещё 300 акров.  Уже было выкуплено около 200 акров земли под будущее предприятие. Фермерам выплатили по 6 450 USD за акр, не считая компенсации за фруктовые деревья. Ряд местных фермеров (владельцы 16,57 акров) были недовольны компенсациями, выплачиваемыми за участки земли, отводимые под строительство завода. В результате произошли столкновения с полицией, несколько человек было ранено.  Правительство штата приняло меры для урегулирования споров по отводу земли.

Ильменитовый концентрат для данного предприятия должна была поставлять Orissa Sands Complex (OSCOM), филиал Indian Rare Earths Ltd.   OSCOM было предложено заключить с СП долговременный контракт на поставку концентрата. К концу 2010 года планировалось завершение строительства предприятия мощностью 68 тыс. тонн в год чугуна и  108 000 тонн титанового шлака (с содержанием не менее 90% TiO2) в год, из которого предполагалось  производить 40 тыс. тонн диоксида титана. На предприятие планировалось также производить 10 тыс. тонн титановой губки в год. Saraf group планировала создать специальную экономическую зону площадью в 600 акров для переработки минеральных песков. На предприятие должно было быть создано первоначально 500, а затем 1 200-1 500 рабочих мест.

Затем акционеры российско-индийского совместного предприятия по производству титановых продуктов в Индии, на строительство которого планировалось израсходовать более 260 миллионов долларов, решили строить комбинат отдельно друг от друга. Делегация РФ 17 сентября 2009 г. посетила штат Orissa, где встретилась с местным министром промышленности и приняла решение отказаться от дальнейшей работы с компанией Saraf. 5 октября 2009 г. была запланирована встреча в Индии, на которой администрация штата Орисса должна была рассмотреть юридически обоснованные претензии российских акционеров к индийскому партнеру, чтобы принять решение о судьбе участка земли под строительство комбината. Российские и индийские акционеры обвиняли друг друга в нарушении условий соглашения о создании совместного предприятия. "Мы добиваемся компенсации понесенных нами расходов в размере 500 миллионов рупий (около 10 миллионов долларов), израсходованных на оформление участка в собственность, на технологии и прочее", - сообщал представитель индийской стороны. Между тем, Россия еще в 2008 году перечислила на нужды предприятия 2,5 миллиарда рупий (более 50 миллионов долларов), хотя ни Saraf, ни "Технохимхолдинг" свои доли не внесли. Доступ к этим средствам имел только индийский акционер предприятия. Особое возмущение российских директоров вызвала попытка Saraf получить контроль над участком. Этой компании удалось взять предназначавшийся для комбината участок земли в аренду на 90 лет. После этого площадка, вопреки условиям инвестиционного договора с властями штата Orissa, была предложена TPPL в субаренду по многократно завышенной цене. «Росимуществу» принадлежало 51% совместного предприятия Tutanium Products Private Ltd. (TPPL), индийской компании Saraf Agencies Private Ltd. - 45% акций, компании "Технохимхолдинг" - 4%.

Даже после выхода компании Saraf Agencies из российско-индийского СП Titanium Projects Private Ltd по созданию производства диоксида титана мощностью 40 тыс. т в год в Chhatrapur (район Ganjam штата Orissa) реализация этого проекта а 2010 г. не возобновилась. По утверждению представителей Saraf Agencies, эта компания вложила уже в проект около US$ 40 млн. Правительство штата считало, что российская сторона должна выплатить эту сумму компании Saraf Agencies и приступить к дальнейшей реализации проекта. Однако российские представители потребовали проведения международного арбитража для разрешения разногласий. Верховный суд Индии 12 ноября 2010 г. провел заседание, посвященное спору акционеров российско-индийского проекта. На заседании планировалось назначить арбитра по разводу разругавшихся акционеров, но российская сторона на заседание отсутствовала. В свою очередь Росимущество, которому принадлежит 51% СП, относительно данного судебного разбирательства сообщило, что "не получало официального уведомления, которое согласно договору между РФ и Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам, должно быть соответствующим образом оформлено: составлено на языке стороны ответчика или сопровождаться переводом, а также должно быть передано через соответствующий уполномоченный орган". Комбинат по производству титанового шлака и диоксида титана в штате Orissa (Индия) должен был стать пилотным проектом по использованию выплаченного Индией старого долга Советскому Союзу, размещенного в рупиях на спецсчетах в Резервном банке Индии. Эти деньги, по двусторонним договоренностям, были предназначены для финансирования российской доли в совместных проектах в Индии.

Правительство индийского штата Orissa заявило, что в случае длительной задержки будет искать других желающих освоить выделенный участок в свободной экономической зоне (округ Ганджам). Представитель штата отметил, что найти другого претендента на удобно расположенный участок не составит труда: "Мы еще не искали, но я уверен, что желающие найдутся без труда. Через некоторое время мы снова обсудим проект и будем решать, как быть дальше". Мнения российских специалистов разделились - половина настаивала на необходимости реанимации проекта, тогда как другая предлагала закрыть проект, чтобы минимизировать потери казны. Обеспокоенность российской стороны, в частности, вызывала растущая стоимость строительства для завода. Заказанные для завода на одном из российских предприятий рудотермические печи обошлись TPPL в разы дороже каталожной цены.

В начале 2012 года в штате Гоа в качестве туристов отдыхали моя дочь с мужем.











Грузовики с железной рудой, так как штат Гоа - один из крупнейших в Индии по добыче этой руды.







В сентябре 2016 года моя дочь снова побывала в Индии.







Индия, Гоа, диоксид титана, железная руда

Previous post Next post
Up