Финансовые стратегии модернизации экономики: мировая практика / под ред. Я. М. Миркина. - М. : Магистр, 2014.
Необходима смена парадигмы финансовой политики, ее переориентация на укрепление внутреннего денежного спроса, снижение зависимости от внешних источников капитала, прекращение немонетарной инфляции, предупреждение эксцессивного расширения участия государства в собственности, снижение налоговой нагрузки на экономику, противодействие системным рискам.
В центр политики должны быть поставлены финансовая политика стимулирования экономического роста, финансовое развитие российской экономики. С учетом особенностей России это означает вместо органичного-ускоренное, форсированное (но осторожное, проходящее «по острию ножа», без «левых» или «правых» уклонов) достижение следующих параметров:
- монетизация, финансиализация до уровня новых индустриальных экономик, преодоление накопленных деформаций и разбалансированности финансовой системы;
- рост насыщенности кредитами и другими долговыми активами;
- увеличение нормы накопления, снижение фискальной / налоговой нагрузки (увеличение финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении бизнеса для целей развития), расширение налоговых стимулов, связанных с модернизацией и длинными инвестициями;
- увеличение инвестиций государства в корпоративные долги на публичном рынке, связанные с модернизацией;
- органичный рост насыщенности экономики деньгами и кредитами / финансовыми активами;
- сокращение разрыва между реальным и номинальным эффективным курсом рубля;
- противодействие немонетарной инфляции;
- политика низкого процента;
- отказ от концепции стерилизации «избыточной» ликвидности как доминирующей, оптимизация валютных резервов;
- стабилизация счета капиталов (рисков, связанных с «горячими деньгами», введение налога на вывод капитала или иных мягких рыночных ограничений (широкая международная практика));
- максимальное поощрение долгосрочных инвестиций нерезидентов (на основе сокращения регулятивных издержек и фискальной нагрузки);
- стимулирование внутреннего спроса на длинные финансовые активы в приоритетных отраслях.
Россия - открытая экономика, четверть века живущая в условиях рыночных реформ. В ней невозможно «репрессировать» финансовую систему в тех формах, которые использовались в беднейших азиатских экономиках на начальных этапах, когда запускался сверхбыстрый рост. Невозможно повторить стратегию, когда на первых порах проводилась либерализация реального сектора, затем, с задержкой, внутренней финансовой системы и только потом, спустя 15-20 лет осуществлялась полноценная финансовая либерализация с открытием счета капитала и переходом к более свободному плаванию валютного курса.
Возможность сделать что&то подобное упущена. Тем не менее по логике «шаг назад, два шага вперед» придется обращаться к элементам репрессированной финансовой системы. Почему? В нерыночной среде, существующей в России (пять банков контролируют более 50% активов банковского сектора, 20 банков - более 70%, то же - для небанковских финансовых институтов), рынок не может сам справиться с многолетними деформациями в финансовых переменных (сверхвысокий процент, завышенный валютный курс, высокая немонетарная инфляция, низкая монетизация, низкая насыщенность кредитами и т.п.). Рынок не может сам справиться с такими искривлениями, как огосударствление финансового сектора, сверхконцентрированная собственность в нем, завышенная роль кэптивов.
Поэтому придется расширить, но осторожно, не нарушая рыночность, использование административных инструментов (потолков, лимитов, границ, нормативов, «командного» вмешательства в деятельность институтов) для снижения разбалансированности и волатильности финансовой системы РФ в ключевых параметрах (валютный курс, процент, инфляция, курсы ценных бумаг, счет капитала, институциональная структура).
Все это возможно сделать, только если Банк России обернется центральным банком развития, искусно сочетающим финансовый дирижизм, направленный на урегулирование деформаций в макрофинансах и на создание финансовых условий для экономического чуда, с развитием российского финансового сектора как действительно рыночной среды.