НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Миркин Я. М., 2015 г.
«Внезапный поворот». Другая риторика. В экономике - быть «либеральнее самых либеральных». Тезис для тех, кто снаружи - «ведь у нас очень либеральная страна». Высвобождение энергии бизнеса и среднего класса. Политика дешёвого кредита, дешёвого процента, заниженного валютного курса рубля, сильных налоговых стимулов за рост и модернизацию, сокращения налогового бремени, урезания регулятивных издержек, подавления немонетарной инфляции, сильного антимонопольного регулирования, максимума льгот для среднего и малого бизнеса, в пользу роста активов среднего класса. При сохранении политического консерватизма. Только стратегия поворота даёт стране шанс на опережающий экономический рост и догоняющую модернизацию.
- 2015-2025 гг. - переход к догоняющей модернизации и опережающему, устойчивому экономическому росту, на основе: расширенного вмешательства «государства развития» (developmental state), центрального банка развития (developmental central banking) по нормализации дисбалансов, возникших в переходный период; настройки на экономический и финансовый форсаж, создание подлинно рыночной среды, диверсификацию собственности, снижение рисков, на ослабление монополизации, разгосударствление и высвобождение энергии бизнеса; роста экономической и финансовой зрелости экономики.
Всё это - адаптация для России известных стратегий «экономического чуда». Концепции, детальный разбор, межстрановой анализ, привязка к России.
Экономический форсаж -
- личное авторство (автор экономического чуда);
- точки быстрого роста;
- приоритетные отрасли; управление проектом, офис развития;
- промышленная политика (временами насильственная);
- «новый контракт с Западом». Ни одно «экономическое чудо» после Второй мировой войны, ни одна модернизация в России (даже 1930-х гг.) не случились без «открытых окон» в Западную Европу и с XX в. - в США.
Промышленная политика - все ресурсы государства (материальные, финансовые, административные) подчиняются росту и модернизации экономики, прежде всего, в точках быстрого роста, приоритетных отраслях, инновациях. Не тоннам, баррелям и мегаваттам, а тому, что связано с ростом качества жизни, внутреннего спроса, технологического обновления. Регулятивная политика - резкое (на 30-40 %) снижение регулятивных издержек (в части законотворчества и правоприменения); стимулирующая вместо «карательной».
Финансовый форсаж для первого этапа - осторожный, там, где могут быть повышены инфляционные ожидания, а также вызваны колебания валютного курса или может возникнуть острый налоговый или регулятивный арбитраж:
- - налоговая политика - «ударный» пакет налоговых льгот, стимулирующих рост, модернизацию, прямые иностранные инвестиции, «длинные деньги», точки роста, лёгкий в доказывании и администрировании; поэтапное снижение налоговой нагрузки до 32-34 % ВВП, как условие ускорения роста. Другой подход к налоговым стимулам. Налоговый стимул - не вычет из бюджета, не избегание уплаты налогов. Наоборот, рост деловой активности и налоговой базы;
- - бюджетная политика - удешевление государства (конечное потребление государства / ВВП - до 14 % ВВП), сокращение госаппарата и регулятивных издержек; рост роли инвестиций в инфраструктуру «качества жизни» (малые инфраструктурные проекты, социальная инфраструктура); инвестиции в мегапроекты и докапитализация через финансовый рынок; постепенное прекращение субсидирования процента; децентрализация, рост доходной базы регионов;
- - политика государственного долга - рост госдолга к ВВП в 1,5-2 раза (25-30 % ВВП) с целью привлечения денежных ресурсов для сокращения налоговой нагрузки, в дальнейшем - до 50-60 % ВВП;
- - политика финансового развития - рост насыщенности деньгами, финансовыми инструментами (институтами) рынками и их инфраструктуры;
- - денежная, точнее, денежно-промышленная политика (dustrial policy) - стимулирование денежного спроса, формирование «длинных денег» в меру роста экономического оборота. Смягчение денежной политики. Рост монетизации до 60-70 % ВВП, затем до 80-100 % ВВП. Дедолларизация экономики;
- - кредитная политика - рост насыщенности кредитами д о6 0-70 % ВВП, в дальнейшем до 80-100 % ВВП; создание целевых каналов кредитов /кредитной эмиссии для «доставки» кредитов в регионы, средний и малый бизнес, в сектор инноваций (в дальнейшем - их сокращение, либерализация);
- - процентная политика - нормализация уровня ссудного процента в экономике до 3-5 %, затем - до 1-3 %; политика низкой ключевой ставки; усиление роли административных инструментов управления процентом с целью его нормализации (в дальнейшем - сокращение, либерализация);
- - валютная политика - политика умеренно заниженного валютного курса при плавании внутри установленного де-факто коридора относительно корзины валют торговых партнёров (по факту - евро и доллар США). Поддержание разрыва между номинальным и реальными эффективными курсами рубля, обеспечивающего умеренно заниженный курс рубля;
- - счёт капиталов - открытый счёт капиталов, с введением временных ограничений (рыночных, нерыночных) в моменты финансовых шоков;
- - ценовая политика - подавление немонетарной инфляции (в меру и наряду с нормализацией денежно-кредитной сферы), в том числе на основе временных замораживаний цен, лимитирования их роста. Далее - постепенное сужение массива цен и тарифов, регулируемых государством;
- - политика собственности - диверсификация собственности и снижение уровня её концентрации в бизнесе и земле, поэтапное «разгосударствление», поощрение собственности мелких розничных инвесторов (роста активов среднего класса), создание равных условий для всех классов инвесторов; деофшоризация в меру снижения рисков, налогов и регулятивных издержек;
- - антимонопольная политика - демонополизация, ослабление олигополий на внутреннем рынке, деконцентрация; реструктуризация монополий - игроков на мировом рынке для усиления рыночных начал; поощрение опережающего роста среднего и малого бизнеса; рост рыночности хозяйственной среды;
- - инвестиционная политика - рост доли накопления до 30-35 % ВВП (в период ускорения), затем - снижение до 24-26 %. Диверсификация инвестиций, снижение доли мегапроектов, рост доли инвестиций в малые инфраструктурные проекты в Центральной России и регионах быстрого роста, в приоритетные отрасли, инновации, малый и средний бизнес.
Это не политика «печатного станка» и не проинфляционные действия. По опыту «экономических чудес» - из года в год снижаются инфляция и процент. Это не политика сверхвысокой волатильности. Не политика, в которой вернётся командная система. Это - политика другой экономической школы. «Прагматичного либерализма». Спасения хронически больной экономики, которая не может быть осуществлена уже «амбулаторным способом». Хирургическое вмешательство ради нового качества жизни, новой рыночности и открытости.