Второе осевое время

Oct 02, 2019 09:33

Большинство датировок сотворения мира, от которых ведётся то или иное традиционное летоисчисление, приходятся на период от 5500 до 2300 года до н.э. Это совпадает со временем возникновения письменности - от тэртерийских табличек до оформления клинописи. Если помнить, что быть значит быть для кого-то, а сотворение есть интродукция чего-то кому-то, то это вполне имеет смысл. Мир как связная последовательность возник для человека вместе с возникновением письменной речи.



Тэртерийские таблички
Как известно, язык - дом бытия. Для тех, кто не обладает языком, вы существуете будто в тумане, ваше бытие не вполне проявлено, оно как бы мерцает. Вполне существуете вы именно для тех, кто осмысляет вас через язык. Точно так же и вы окликаете из небытия или полубытия тех, кто или что существует для вас. Пока вы это не осмыслили посредством языка, оно для вас существует на уровне доязыковой неопределённости. В языке же оно обретает определённость и полноту бытия. Письменность же есть высшая определённость языка, и особенно потому, что она позволяет фиксировать время в любом его масштабе, формируя память за пределами индивидуальной.




Шумерское письмецо
В письменности и человек обретает бытие сам для себя. Письменная рефлексия позволяет не только сравнить себя настоящего с собой прошлым, но также отождествить и сравнить себя с неопределённым множеством других авторов. Письменный человек получает возможность обобщить свою жизнь, как индивидуальную, так и коллективную, увидеть её как бы со стороны и осмыслить её как целое. Поэтому распространение письменности запускает и открытие высших ценностей в человеческой истории.

Ясперс отсчитывает осевое время с 800 года до н.э. Если же отождествить это время со временем проявления высших ценностей, то, по-видимому, стоит начать с более ранних дат. Джайнизм, ведическая религия, гедонизм, иудаизм, зороастризм возникли раньше. Поэма “О всё видавшем”, а это ХХ век до н.э., уже вполне осевая по своему духу.



Абрахам Гиацинт Анектиль-Дюперрон, первым заподозривший насчёт осевого времени
Да и верхний предел этой эпохи можно немного сдвинуть назад. Деятельная любовь, или самореализация, развёрнуто представлена как высшая ценность уже в Новом Завете. После Христа человечество не открыло ни одной высшей ценности, и все духовные открытия сводились к различным версиям, уточнениям и комбинациям уже открытого.



Одна из карт осевого времени

Так было по крайней мере до ХХ века н.э. Это новейшее время уже дало нам по меньшей мере три новые высшие ценности ( раз-два и три). И притом письменность очевидно дополняется, если не заменяется, новыми средствами коммуникации и самопознания. Можно ли надеяться, что ближайшая тысяча-другая лет будет новым осевым временем.

историческая этология, историософия, телеософия

Previous post Next post
Up