К 1943 году Советский Союз несколько изменил правила игры с точки зрения поставок военной техники по программе ленд-лиза. Самый сложный период миновал, кроме того, набралось немалое число вопросов о том, что поставляется. Это касалось и танков. От того, чтобы американская или английская сторона сразу засылала новые образцы, было решено отказаться. Более правильным решением стала смена тактики. Теперь несколько единицы присылали на пробу, и вот если они были ОК, запускалась поставка большой партии.
Первенцем по новой схеме стал Light Tank M5A1. Как следует из архивных документов, поначалу американцы хотели заслать нам несколько сотен таких танков. Но потом они их сами распробовали, поэтому M5 к нам вообще не приходили. Уже летом 1943 года стали поступать M5A1. Всего в Советский Союз прибыло 5 танков данного типа. се 5 танков прошли южным путём, то есть через Баку. 2 танка прибыло в июле 1943 года, еще 2 в августе и последний в сентябре 1943 года. Исходя из регистрационных номеров, таки были изготовлены на Cadillac в феврале-марте 1943 года. Дальнейшие поставки были лишены смысла по той причине, что по итогам Курской дуги у нас решили с выпуском легких танков завязывать. Так что уже в августе 1943 года какой-либо серьёзный интерес к Light Tank M5A1 пропал. Максимум, чем эти машины могли быть ценными - это выполнять роль носителей технологий. 2 танка ушло в Кубинку, из них один ныне стоит в Техническом центре парка "Патриот".
На НИБТ Полигоне в Кубинке испытывалось два Light Tank M5A1, с регистрационными номерами U.S.A. W-3047060 и U.S.A. W-3047028. Последний перед вами.
Регистрационный номер продублирован на табличке, которая появилась после войны.
Судя по некоторым признакам, машина побывала в руках горе-ломастеров, которые резвились в Кубинке в 60-е. Многие машины от них пострадали.
Ходовая часть.
Исходя из данных по испытаниям, танк показал себя вполне достойно.
Другой вопрос, что летом 1943 года Красной Армии легкие танки были не нужны от слова совсем. Поэтому 5 штуками и ограничились.