Тяжелый трофей сомнительной полезности

Apr 20, 2022 12:00

История танков, как полноценных боевых машин, началась с английских "ромбов". Поначалу танки не имели классификации, но вскоре началось разделение. "Ромбы" стали не только первыми воевавшими танками, но и первыми представителями тяжелого класса. Вторыми обзавелись тяжелыми танками французы, к тяжелой категории относился и немецкий A7V. Вместе с тем, к концу войны тяжелые танки, они же танки прорыва, стали стремительно терять позиции. Причин на то была масса. Это и проблемы, связанные с чрезмерной массой, и дороговизна, и слишком низкая подвижность. В результате за 20-е годы был построен всего один полноценный тяжелый танк - A1E1 Independent. Вместе с тем, нельзя сказать, что тяжелые танки совсем выпали из производственных программ ведущих армий мира. Другое дело, что далеко не всегда эти танки именовались тяжелыми. Как раз такая история случилась с самым массовым предвоенным тяжелым танком - Char B1 bis.

Вообще-то французы официально именовали этот танк "боевым", но достаточно просто посмотреть, что получилось, и все вопросы отпадут. Изначально танк был средним по весовой категории, но сначала броня дошло до 25 мм, дальше до 30, потом до 40, а в случае с Char B1 bis она достигла 60 мм. Росла и боевая масса, которая дошла до 32 тонн. И это еще не предел, учитывая работы по Char B1 ter с броней толщиной 70 мм. Далее она должна была дойти и до 80 мм, какая при этом предполагалась масса, понять не так сложно. Вообще подход французов оказался крайне странным. У них имелся вполне неплохой средний танк Char D2, но они предпочти выбрать самым массовым танк по сути тяжелого класса. Он был в 2 раза дороже, заметно сложнее в производстве, а боевая масса в 32 тонны не лучшим образом сказалась на надежности. Уговоры людей вроде де Голля на тему "два средних танка лучше, чем один тяжелый" не помогли, это привело к закономерному результату. К 15 июня 1940 года французские предприятия смогли сдать 403 танка Char B1, из их 369 являлись Char B1 bis. Другой вопрос, что остановить немцев они не могли.


Char B1 и Char B1 bis стали самыми известными танками кампании мая-июня 1940 года. С ними связаны наиболее яркие эпизоды боевого применения французских танков. Другой вопрос, что они смогли лишь задержать немецкие войска. Ставка на фактически тяжелый танк оказалась ошибочной. Кроме того, вокруг Char B сложилась щекотливая ситуация. Дело в том, что больше он провоевал не во французской, а в немецкой армии. Поначалу их именовали как Renault 32 to, также проходил он как Renault B 2. Впрочем, в 1941 году появилось более известное обозначение - Panzerkampfwagen B1 Bis 740 (f). Применяли его нечасто, чаще в документах он проходит как Pz.Kpfw.B2 (f), или Pz.Kpfw.B2.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tiajelyi-trofeinyi-francuz-625e7402521ff9571181d930

Другие статьи по французским средним и тяжелым танкам:
Опытный средний танк Delaunay-Belleville, созданный в 1919 году с использованием агрегатов Renault FT, а также другие предшественники Char B
Начало работ по программе Char B, которое превратилось в конкуренцию без победителя
Французский экспериментальный средний танк Char G1P, единственный из программы Char G, который дошел до стадии опытного образца

трофейное, char b

Previous post Next post
Up