После того, как были построены 15 малых танков сопровождения пехоты "Рено-русский", на некоторое время в отечественном танкостроении наступило затишье. Связано оно оказалось с тем, что данные танки не особо подходили для маневренной войны, а с разработкой собственных машин дело не задавалось довольно долго. Первоначально витала идея конкурсной разработки, но негативный опыт создания танка "Теплоход АН" Ижорского завода подсказывал - надо подходить к вопросу немного иначе. Уже в августе 1922 года руководство Главного Управления Военной Промышленности (ГУВП) поняло - от Ижорского завода ничего путного ждать не приходится. Другой вопрос, что до некоторых пор имелись проблемы организационного характера. Только в начале 1924 года появилось финансирование. После этого был составлен список предприятий, которые могли быть привлечены к работам по созданию танков. В него вошли Сормовский, Харьковский, Коломенский, Ижорский, Обуховский и Путиловский заводы, но при этом руководство ГУВП отвергла очередное предложение создать КБ на местах. Негативный опыт "Теплохода АН" показ - надо организовывать своё, централизованное КБ.
Таковое КБ было создано 6 мая 1924 года на базе Технического отдела ГУВП. Новое КБ возглавил старший инженер С.П. Шукалов, а главным конструктором стал В.И. Заславский. В первую очередь Технический отдел ГУВП (Танкбюро), позже ставшее ГКБ ОАТ (Главное Конструкторское Бюро Орудийно-Арсенального Треста) начал разрабатывать малый танк сопровождения. Эта машина являлась наиболее простой и важной задачей, поскольку именно малые танки становились наиболее массовыми. Изначально предполагалась боевая машина массой 3 тонны, с экипажем из 2 человек, вооруженная либо 37-мм пушкой, либо пулеметом. Но быстро масса поднялась сначала до 4150 кг, а затем и до 5 тонн. При этом вооружение стало смешанным, то есть состоять из пушки и пулемета. "Танк сопровождения (полковой)" сформировался к началу 1927 года. Базой для его постройки выбрали бывший Обуховский завод, который переименовали в "Большевик". Со стороны Технического бюро «Большевика» работы возглавил Н.Н. Магдесиев, а одним из ведущих конструкторов стал Г.С. Прахье. Отечественный первенец создавался с оглядкой на Renault FT, но на самом деле получилась совсем другая машина. Советский малый танк сопровождения получил оригинальный мотор воздушного охлаждения, который создавался при участии НАМИ, он располагался поперечно, что позволило существенно сократить длину корпуса. Определенное отношение к этому мотору имел и А.А. Микулин. Оригинальной оказалась и конструкция корпуса, и конструкция башни, в танке стояло отечественное вооружение.
Первые испытания первого отечественного танка собственной разработки начались 3 марта 1927 года, а 6 июля того же года его приняли на вооружение Красной Армии как Т-18 (МС-1). К моменту принятия на вооружение это был вполне неплохой танк, правда, уже к началу 1928 года появились первые соображения по его улучшению. Дело в том, что удельная мощность машины оказалась ниже 10 л.с. на тонну, а скорость в 16 км/ч перестала устраивать еще до того, как первый из Т-18 был сдан заводом "Большевик". К разработчикам машины претензий тут быть не может, Т-18 вполне вписывался в тактико-технические требования. Но сформировали эти требования еще к концу 1924 года, а в начале 1928 года 16 км/ч, не то, что изначальные 12 км/ч, выглядели уже так себе. Поэтому 16 марта 1928 года завод "Большевик" получил задание на проект модернизации Т-18, который получал обозначение Т-19. На тот момент главным требованием стало повышение скорости до 25 км/ч. "Большевик" приступил к работе, одновременно работая над изготовлением танков первой серии и подготовкой к производству Т-18 второй серии.
Более конкретные задания по модернизации появились почти год спустя. На совещании 12 февраля 1929 года руководства ГКБ ОАТ и 7-й секции Артиллерийского Комитета ГАУ КА Т-19 был снова упомянут, на сей раз более развернуто. Но одновременно появился еще один проект, получивший обозначение Т-18 бис. Боевая масса снижалась с 5,9 тонн (до такой массы Т-18 дорос в серии) до 5,5 тонн, скорость возрастала до 18-19 км/ч, также предусматривалась возможность установки более мощного орудия. По результатам совещания Т-18 бис было решено передать ГКБ ОАТ. Впрочем, данное обозначение продержалось недолго. 24 мая 1929 года на "Большевик" пришло письмо от Шукалова, в котором он сообщал, что теперь индекс Т-18 бис присваивался танку третьей производственной серии. Что же касается разработки ГКБ ОАТ, то она получила индекс Т-20. Одновременно требования к танку ужесточили. мощность мотора вырастала до 60 л.с., а максимальная скорость поднималась до 22 км/ч. В качестве вооружения предполагалась "37-мм пушка обр.1929 года" (на самом деле это будущая Б-3) и пулемет ДТ.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/alternativnyi-smenscik-ms1-60349636bd729c71d1afadbb Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40Т-40с, которого не былоОпытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5Т-60 с башнями Т-30Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70