Выложил вчера на трекер "Скажи, почему ты меня покинула" Новковича, его дипломную работу и дебют в полном метре. Пересмотрел за неделю его несколько раз и только утвердился во мнении что ему удалось снять безумно красивый фильм. Затрудняюсь вспомнить когда я настолько проникался визуальным совершенством и так растворялся в каждом кадре. Может ничего особенного в нём на самом деле и нет, принимая во внимание мой очень ограниченный зрительский багаж я этому нисколько не удивлюсь, но вот просто такое абсолютное совпадение с моим представлением о том как должно быть снято.
Это тем более невероятно, что фильм Новкович снял абсолютно без опыта работы над большими проектами, имея за плечами только одну короткометражку, о которой даже в imdb нет никакой информации. В 1993-м году, во время политического хаоса и полного безденежья. Да и более поздние его фильмы сняты иначе, тоже хорошо, но по-другому. Поэтому вышла очень приятная неожиданность.
...Лето 1991-го Педжа, молодой белградский парень, проводит со своими закадычными друзьями, отдыхая на полную катушку. В него влюблена Ивана, сестра его друга, он отвечает ей взаимностью, и все вместе они до утра гуляют на сплавах - дискотеках на дебаркадерах. Национальные и политические проблемы нисколько не занимают их умы. Когда Педжа получает повестку на двадцатидневные военные сборы, никто и предположить не мог что его скоро отправят под Вуковар и вернётся он только через пять месяцев. После мучительного и очень травматичного военного опыта Педжа обнаруживает что всё изменилось - и он сам, и его друзья и его город. Бесцельно бродя по улицам, он случайно встречает Веру, девушку, которую встретил в Вуковаре при очень трагических обстоятельствах. Он никак не может перестать о ней думать и с каждым днём она становится ему ближе чем семья, друзья и Ивана, которая хочет увезти его в Париж, чтобы попытаться начать жизнь заново, вдали от войны и кризиса...
Боюсь что передать словами причину моего восторга совершенно нереально, поэтому дальше будут только скриншоты. Эта образность, этот визуальный язык Новковича покорил меня с убийственной силой; спасательные круги, которые при разговоре с Иваной Педжа выбрасывает в воду, бармен, бывший солдат, играющий в шахматы сам с собой, бензин, как метафора жизни, перетекающий из одной машины в другую и остающийся на губах влюблённых, и шлагбаум перед проезжающими поездами, и полузатонувшая рыбацкая лодка... Я не буду, да и нет смысла перечислять дальше, это отдельное наслаждение - считывать такие визуальные метафоры, показанные с очень большим мастерством и вкусом.