к предыдущему посту, о Григории Нисском

Oct 14, 2013 18:51

Вот точная цитата из Григория Нисского, в работе прот. Георгия Флоровского "Византийские отцы 4 века". Можно было бы и прямой текст найти, но я уже не стала. Да... смысл несколько иной.:)))

"Всякое понятие, составляемое по естественному уразумению и предположению, согласно с каким-нибудь удобопостижимым представлением, созидает Божий кумир, а не ( Read more... )

цитаты разные

Leave a comment

aisergey October 15 2013, 10:02:21 UTC
Ясно. Добавлю свою копеечку в эту тему, выделив три ключевые, на мой взгляд, фразы.

Свт.Григорий: "Естество неопределимое не может быть объято никаким словом, имеющим значение имени". Переводя на современный язык, святитель "имя" сводит к семеме и фонеме (как и все каппадокийцы, как Григорий Палама, Исаак Сирин и многие другие) - к области эмпирии. Имяславцы, свою очередь, не отвергая её, "имя" толкуют шире - как умную сферу встречи.

Прот.Георгий: "Ибо всякое имя, всякое понятие предполагает ограниченность и определенность". Обрати внимание - в этой фразе "имя" сведено к "понятию", это значит, что Флоровский берет только логическую сторону слова. И не просто логческую, а формально-логическую, .т.к. только формализм стремится к проведению границы. Но в реальности всё гораздо интереснее - кроме логосов, минимум существуют эйдосы и мифы (об этом подробнее в Логос, эйдос и миф).

Что же касается: "Но Божественное бытие бесконечно и беспредельно, и потому неопределимо", то тут даже нечего обсуждать, т.к., вообще говоря, бесконечно и беспредельно вообще всё вокруг - бесконечность не является собственным определением Бога. Возьмем любую обыденную вещь, - мы не сможем её "определить", она ускользнет от любых НАШИХ слов и понятий. Отсюда и возникает соблазн впасть в агностицизм. Грубо говоря, неопределённость Бога это дырка от бублика. А, например, Его иноприродность и нетварность - и есть Его "свойства". Когда Он являет Себя, душа сразу же узнаёт Его как своего Владыку, как бы ни старались богословы или философы убедить в обратном, что Он "на самом деле" не является Творцом, и нести пургу про "идолов"!!! Душа не только ощущает Бога, но видит Его умными очами, и эта смысловая сфера зовётся Его Именем.

Reply

yu_mon October 15 2013, 10:36:13 UTC
Слушай, как интересно! Спасибо...
Не задумывалась раньше о сущности имени. А тут - не задуматься невозможно.

Reply


Leave a comment

Up